5 марта 2012

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 февраля 2012 г. N 14589/11
Обзор документа
О типовых управленческих документах, которые обязаны хранить коммерческие организации.
Оспаривался акт, определяющий перечень типовых управленческих архивных документов, которые обязаны хранить органы власти и организации.
Внимание привлек вопрос о том, законно или нет возложение этой обязанности на АО и иные коммерческие организации, не подведомственные органам власти.
Ранее ВАС РФ уже проводил проверку этого акта (в 2011 г.).
Тогда он пришел к выводу о том, что акт не должен применяться, поскольку была нарушена процедура его опубликования. Соответственно, он не вступил в силу и не может быть признан недействующим.
Причиной повторного обращения послужило то, что после оспаривания акт все же был опубликован в установленном порядке и, следовательно, вступил в силу.
На этот раз ВАС РФ также не нашел оснований, чтобы признать акт недействующим. Отклоняя доводы о его незаконности, он пояснил следующее.
В названном перечне речь идет о документах, которые образуются в процессе деятельности как органов власти, так и организаций при совершении однотипных (общих) управленческих функций, независимо от формы собственности.
Оспариваемый акт не возлагает на указанные коммерческие организации какие-либо обязанности, в т. ч. создавать или хранить документы, он лишь определяет их перечень и срок хранения.
Сама обязанность организаций хранить документы установлена не оспариваемым актом, а Законами об АО, об архивном деле, о бухучете, НК РФ.
Доводы о том, что при издании оспариваемого акта Минкультуры России вышло за пределы компетенции, несостоятелен.
Данное Министерство наделено полномочиями по нормативному регулированию отношений в области архивного дела. К компетенции иных органов власти этот вопрос не отнесен.
Из Положения о Минкультуры России не следует, что оно не вправе принимать нормативные акты (в сфере архивного дела) для коммерческих организаций, которые неподведомственны ему.
Оспаривался акт, определяющий перечень типовых управленческих архивных документов, которые обязаны хранить органы власти и организации.
Внимание привлек вопрос о том, законно или нет возложение этой обязанности на АО и иные коммерческие организации, не подведомственные органам власти.
Ранее ВАС РФ уже проводил проверку этого акта (в 2011 г.).
Тогда он пришел к выводу о том, что акт не должен применяться, поскольку была нарушена процедура его опубликования. Соответственно, он не вступил в силу и не может быть признан недействующим.
Причиной повторного обращения послужило то, что после оспаривания акт все же был опубликован в установленном порядке и, следовательно, вступил в силу.
На этот раз ВАС РФ также не нашел оснований, чтобы признать акт недействующим. Отклоняя доводы о его незаконности, он пояснил следующее.
В названном перечне речь идет о документах, которые образуются в процессе деятельности как органов власти, так и организаций при совершении однотипных (общих) управленческих функций, независимо от формы собственности.
Оспариваемый акт не возлагает на указанные коммерческие организации какие-либо обязанности, в т. ч. создавать или хранить документы, он лишь определяет их перечень и срок хранения.
Сама обязанность организаций хранить документы установлена не оспариваемым актом, а Законами об АО, об архивном деле, о бухучете, НК РФ.
Доводы о том, что при издании оспариваемого акта Минкультуры России вышло за пределы компетенции, несостоятелен.
Данное Министерство наделено полномочиями по нормативному регулированию отношений в области архивного дела. К компетенции иных органов власти этот вопрос не отнесен.
Из Положения о Минкультуры России не следует, что оно не вправе принимать нормативные акты (в сфере архивного дела) для коммерческих организаций, которые неподведомственны ему.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад