20 мая 2011
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 2011 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костенко"
Обзор документа
Оспаривались отдельные нормы Таможенного кодекса РФ (он полностью утрачивает силу с 01.10.2011).
В силу этих положений никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортом до их выпуска в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ.
При этом товары приобретают статус находящихся в свободном обращении только после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех установленных ограничений.
Данные нормы не применяются с 01.06.2010 в связи с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. Между тем жалоба заявителя был подана ранее этого срока, поэтому была принята к рассмотрению.
Как указал заявитель, эти положения в его деле позволили отказать ему в выдаче ПТС и регистрации автомашины, которую он купил. При этом суды сослались на то, что факт добросовестного приобретения им этого транспорта не важен, поскольку нарушители, которые ввезли машину в Россию, не уплатили таможенные платежи.
КС РФ счел, что положения конституционны.
По своему смыслу они не препятствуют добросовестному приобретателю (собственнику) подобного транспорта (в отношении которого не уплачены таможенные платежи) реализовать принадлежащие ему правомочия. Эти нормы не могут служить основанием для отказа в госрегистрации такой автомашины.
Как подчеркнул КС РФ, добросовестный приобретатель должен иметь возможность реализовать свои правомочия независимо от того, установлены или нет лица, ответственные за таможенное оформление незаконно ввезенного транспорта, а также от того, взысканы или нет с них данные платежи.
Сам собственник далеко не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений. Его участие часто опосредовано действиями других лиц, которым он вверяет имущество. При этом установить того, кто совершил таможенное правонарушение (и, соответственно, взыскать с него платежи), часто бывает невозможным.
С учетом этого лишение подобного приобретателя возможности добиться реализации его правомочий свидетельствовало бы о несоразмерном ограничении права собственности.