17 июня 2010
Верховный Суд Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Обзор документа
Подготовлены разъяснения по применению норм Закона о СМИ, в частности, регламентирующих ответственность.
Отдельное внимание уделено вопросам распространения информации в сети Интернет.
Сайты не подлежат обязательной регистрации как СМИ. Однако если учредитель выразит такое желание, ему не вправе отказать в этом. Если такая регистрация имеется, в выходных данных сайта должны, в числе прочего, указываться зарегистрировавший орган и регистрационный номер. Соответственно, требуется соблюдать порядок обновления этих данных. Для распространения сведений через сайты не нужна лицензия на вещание. В целом требования закона должны применяться к этим случаям с учетом особенностей распространения информации через такие сети.
Самый спорный момент касается размещения сообщений на форумах на Интернет-сайтах.
Если сайт зарегистрирован как СМИ и комментарии читателей размещаются без предварительного редактирования (например, на форуме), то за их содержание редакция ответственности не несет. При поступлении от органа власти обращения с указанием на злоупотребление, она вправе удалить их либо отредактировать. Наличие такого обращения будет учтено, если претензии дойдут до суда.
Отдельный блок разъяснений посвящен вопросам цензуры, необходимости предварительно согласовывать материалы или сообщения.
В частности, подобное требование, исходящее от учредителя СМИ, законно, если это предусмотрено в уставе редакции (заменяющем его договоре). В противном случае его вмешательство незаконно. Не является цензурой соответствующее требование должностного лица (у которого было взято интервью), адресованное журналисту.
Если главный редактор либо учредитель несут ответственность за содержание материалов, их требования по предварительному согласованию законны. Если нет, любое их вмешательство в сферу профессиональной самостоятельности редакции и журналиста незаконны.
Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации СМИ. Поэтому таковыми не являются отсутствие обязанности регистрировать СМИ; несоответствие его названия действительности; сходность до степени смешения с названием другого (уже зарегистрированного) СМИ.
Отмечены некоторые моменты, учитываемые при сравнении форм распространения информации. Разъяснены вопросы, связанные с запросами СМИ о получении сведений от органов власти; с кино- и (или) фотосъемкой, видеозаписью, трансляцией судебных заседаний; с лишением журналистов аккредитации.
Рассмотрены способы доказывания факта распространения сведений через телекоммуникационные сети (включая Интернет-сайты). Не исключен просмотр судом информации "on line" непосредственно в заседании.
Отдельное внимание уделено вопросам распространения информации в сети Интернет.
Сайты не подлежат обязательной регистрации как СМИ. Однако если учредитель выразит такое желание, ему не вправе отказать в этом. Если такая регистрация имеется, в выходных данных сайта должны, в числе прочего, указываться зарегистрировавший орган и регистрационный номер. Соответственно, требуется соблюдать порядок обновления этих данных. Для распространения сведений через сайты не нужна лицензия на вещание. В целом требования закона должны применяться к этим случаям с учетом особенностей распространения информации через такие сети.
Самый спорный момент касается размещения сообщений на форумах на Интернет-сайтах.
Если сайт зарегистрирован как СМИ и комментарии читателей размещаются без предварительного редактирования (например, на форуме), то за их содержание редакция ответственности не несет. При поступлении от органа власти обращения с указанием на злоупотребление, она вправе удалить их либо отредактировать. Наличие такого обращения будет учтено, если претензии дойдут до суда.
Отдельный блок разъяснений посвящен вопросам цензуры, необходимости предварительно согласовывать материалы или сообщения.
В частности, подобное требование, исходящее от учредителя СМИ, законно, если это предусмотрено в уставе редакции (заменяющем его договоре). В противном случае его вмешательство незаконно. Не является цензурой соответствующее требование должностного лица (у которого было взято интервью), адресованное журналисту.
Если главный редактор либо учредитель несут ответственность за содержание материалов, их требования по предварительному согласованию законны. Если нет, любое их вмешательство в сферу профессиональной самостоятельности редакции и журналиста незаконны.
Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации СМИ. Поэтому таковыми не являются отсутствие обязанности регистрировать СМИ; несоответствие его названия действительности; сходность до степени смешения с названием другого (уже зарегистрированного) СМИ.
Отмечены некоторые моменты, учитываемые при сравнении форм распространения информации. Разъяснены вопросы, связанные с запросами СМИ о получении сведений от органов власти; с кино- и (или) фотосъемкой, видеозаписью, трансляцией судебных заседаний; с лишением журналистов аккредитации.
Рассмотрены способы доказывания факта распространения сведений через телекоммуникационные сети (включая Интернет-сайты). Не исключен просмотр судом информации "on line" непосредственно в заседании.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад