23 ноября 2009
Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило"
Обзор документа
Оспаривалась конституционность норм об обеспечении жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и граждан, принимавшим участие в ликвидации ее последствий.
Эти нормы предусматривают, что указанным категориям граждан, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., гарантируется обеспечение жильем в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Вставшие на учет после указанной даты обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством.
Нормы признаны неконституционными в той мере, в которой они не устанавливают правовой механизм, равным образом гарантирующий предоставление жилья данным гражданам, принятым на учет как до 1 января 2005 г., так и после этой даты.
Фактически граждане, вставшие на учет до 2005 г. получили право участвовать в Федеральной целевой программе "Жилище", предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья. Граждане, принятые на учет после этой даты, не получили статуса участников подпрограммы.
Между тем, как указал КС РФ, различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели.
До 01.01.2005 для таких граждан предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (а также дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты), а для "ликвидаторов катастрофы" - первоочередное разовое бесплатное обеспечение жильем.
Изменяя правовое регулирование законодатель был обязан ввести эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня соцзащиты таких граждан.
Между тем оспариваемые нормы повлекли необоснованную дифференциацию в зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 г.). В итоге это привело к снижению уровня соцгарантий граждан, вставший на учет после 2005 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад