28 октября 2009
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"
Обзор документа
Подготовлены разъяснения по двум наиболее распространенным на практике должностным преступлениям - злоупотребление должностными полномочиями и превышение этих полномочий.
Даны определения понятий "организационно-распорядительные” и “административно-хозяйственные функции", выполнение которых позволяет отнести лицо к субъектам этих преступлений.
При временном исполнении функций лицо может быть признано должностным лишь в период их исполнения. Если лицо назначено на должность с нарушением требований, предъявляемых к кандидату на должность, оно признается субъектом преступлений.
Выделены особенности квалификации этих деяний в Вооруженных Силах РФ. Приведены категории лиц, которые могут относиться к начальниками по служебному положению и по воинскому званию.
Особое внимание обращается на необходимость отграничивать преступные действия чиновников от деяний лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (их деяния квалифицируются по другому составу - злоупотребление полномочиями).
Рассмотрены особенности привлечения таких лиц к ответственности. Если преступлением вред причинен интересам только коммерческой или иной организации (не ГУП или МУП), для ответственности нужно заявление (согласие) руководителя организации. Если речь идет о руководителе, нужно согласие (заявление) уполномоченного органа, его члена или лиц, принимающих определяющие для юрлица решения.
Исполнение чиновником заведомо незаконного приказа влечет ответственность на общих основаниях. При этом лицо, издавшее такой приказ, рассматривается как организатор или подстрекатель, либо как исполнитель (если подчиненный не осознавал незаконность приказа).
Как и в разъяснениях от 1990 г., ВС РФ предлагает рассматривать иную личную заинтересованность чиновника как стремление извлечь выгоду неимущественного характера. Она может обусловливаться, в т. ч., такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность.
Постановление Пленума ВС СССР от 1990 г. по аналогичным вопросам признается недействующим.