Новости и аналитика Интервью О состоянии законодательства и приоритетных задачах законотворческой работы в сфере обеспечения государственной национальной политики

О состоянии законодательства и приоритетных задачах законотворческой работы в сфере обеспечения государственной национальной политики

28 мая в 10.00 в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью заместителя председателя Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации ФС РФ Слуцкера Владимира Иосифовича.

Тема интервью: "О состоянии законодательства и приоритетных задачах законотворческой работы в сфере обеспечения государственной национальной политики".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущий: 21 мая 2007 года состоялось совместное заседание Совета законодателей и Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации ФС РФ.

На заседании обсуждались задачи законодательных (представительных) органов субъектов Федерации по реализации положений Послания Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ в 2007 году.

Ответить на интересующие интернет-аудиторию вопросы: каковы основные приоритеты в области реализации государственной национальной политики и идеологии? Какие проблемы стоят на пути дальнейшего развития законодательства, регулирующего межэтнические и национально-религиозные вопросы? Возможность создания специального ведомства по делам национальностей? мы пригласили заместителя председателя Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации ФС РФ Слуцкера Владимира Иосифовича.

Добрый день, Владимир Иосифович.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

- Владимир Иосифович, на заседании в Совете Федерации ФС РФ по обсуждению Послания Президента Федеральному Собранию РФ вы выступили с весьма неожиданной инициативой - подготовить и реализовать новый национальный проект - "Духовное единство". На чем основывается необходимость разработки и реализации такого проекта?

СЛУЦКЕР В.И.: В Послании Федеральному Собранию президент Путин неоднократно охарактеризовал духовное единство как тот фундамент, на котором должна базироваться в дальнейшем политическая и экономическая стабильность в России.

Однако этот принципиально новый вектор национальной стратегии большинством комментаторов, по-моему, остался незамеченным.

Возможно, сказалась новизна такого глобального видения. Более 15 лет Россия переживала мучительно и сложно сначала переходный период от плановой к рыночной экономике, затем боролась за физическое выживание от последствий такого перехода.

И хотя и в эти сложные периоды истории россияне были живы не хлебом единым, духовная сфера все же не была приоритетной ни для рядовых граждан, ни для политического руководства страны.

Сегодня ситуация в корне изменилась. Стабилизировав политическую и социально-экономическую ситуацию, Россия готова сделать следующий шаг - к возрождению в великую страну, которой она и была на протяжении истории.

Но возможно ли говорить о национальном величии страны, если у ее граждан нет национальной общегражданской идентичности? Что нас всех объединяет, кроме географических границ и паспорта? Какие ценности мы исповедуем, во что верим, чем гордимся?

В Послании президент Путин так сформулировал эту проблему: "Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров".

Между тем, по крайней мере, по утверждению многих известных социологов и политиков, сегодня мы живем в "идеологическом вакууме". Все коммунистические идеалы сданы в утиль вместе с "Моральным кодексом строителя коммунизма". Импортированные в срочном порядке в 1990-х годах западные так называемые либерально-демократические ценности на российской почве не приживаются. Согласно последним соцопросам, их не считают своими более половины россиян, и этот процент с каждым годом увеличивается.

Разного рода национальные идеи, разработанные в келейном кругу, также не имеют поддержки у россиян.

Вместе с тем, категорически не соглашусь с теми, кто пессимистично не верит в духовное единство россиян. Приведу всего лишь два примера:

Недавно вся страна отмечала праздник Победы. Независимо от политических взглядов, социального положения, национальности и вероисповедания эта историческая память, гордость за Родину объединили нас всех.

Или русский язык, о котором подробно говорил в своем Послании Путин. Это важнейший интегрирующий фактор, без которого наша страна вряд ли может существовать. Причем это не насильственный рычаг объединения. Русский язык, как и русская культура, - это часть общего духовного богатства всех россиян.

В заключительной части выступления президент еще раз призвал Федеральное Собрание "опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю".

Думаю, масштаб и значимость поставленной задачи требуют соответствующего формата ее воплощения. Это может - а по моему мнению, должен - быть новый, пятый национальный проект - "Духовное единство", не меньшего уровня, чем "Доступное жилье", "Здоровье", "Образование" и "АПК".

- Почему инициатором разработки и реализации нового национального проекта - "Духовное единство" выступает Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации ФС РФ?

СЛУЦКЕР В.И.: Потому что сегодня именно Объединенная комиссия занимается поисками того общего знаменателя, который должен объединить представителей более 160 этносов и множества религиозных конфессий, проживающих на территории нашей Родины.

Начиная с момента создания Объединенной комиссии в апреле 2006 года, в ее рамках за прошедший год уже накоплен определенный экспертный потенциал: проведены круглые столы, семинары, конференции по проблемам духовного единения.

Но главное, нельзя говорить об общности базовых морально-нравственных ценностей, если в такой работе не будут участвовать представители самых разных национальностей и религий, различных регионов России.

Такой площадкой федерального уровня на сегодня является именно Объединенная комиссия.

Сегодня уже есть отчетливое понимание основных составляющих проекта по созданию национальной духовной и общегражданской объединительной платформы.

Это значит, что есть понимание общей структуры духовного и идеологического наполнения, методов и объема необходимой пропагандистской работы и, наконец, общегосударственного масштаба решений.

Думаю, в 2007 - 2008 годах Объединенная комиссия должна подготовить своего рода "дорожную карту" для проекта "Духовное единство". Или, переходя с политической лексики на язык конструкторов и проектировщиков, - соответствующее техническое задание, то есть подготовить предложения для политического руководства страны по данному проекту.

- Как и для какой цели была создана Объединенная комиссия?

СЛУЦКЕР В.И.: Решение о создании Объединенной комиссии было принято на встрече Совета Палаты Совета Федерации с президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным по инициативе Сергея Михайловича Миронова в декабре 2005 года. Первое организационное заседание Объединенной комиссии состоялось 6 апреля 2006 года.

Объединенная комиссия была создана, базируясь на осознании того факта, что проблемы национально-конфессиональные, национально-религиозные выходят, и уже вышли фактически, на первый план и стали приоритетными с точки зрения наших намерений сохранить стабильность, успешную динамику развития и создать позитивное будущее для нас и наших детей в стране, в которой мы живем.

Сегодня стало общепризнанным фактом заявление о том, что мировой кризис, носящий цивилизационный характер, разрастается. То, что три-четыре года назад было от многих скрыто, сегодня признается всеми. Поэтому мы, прежде всего, стараемся, помимо оперативных задач, разработки конкретных вопросов, мониторинга нарушений межнациональных отношений, регулярных совещаний с руководством конфессий, заниматься разработкой платформы, которая может быть предложена для нас как для страны. В этом мы видим основную задачу Объединенной комиссии.

- Каковы приоритеты деятельности Объединенной комиссии?

СЛУЦКЕР В.И.: Это такой орган, который занимается по идее создателей, в том числе по идее Сергея Михайловича Миронова, анализом ситуации, разработкой Концепции государственной национальной политики, обсуждением ее в самом широком аспекте. Именно поэтому в Объединенную комиссию включены и руководители законодательных собраний регионов, знающие проблемы не понаслышке, в том числе и национальных регионов.

Объединенная комиссия принимает непосредственное участие в разработке новой Концепции государственной национальной политики, подготовка которой поручена Министерству регионального развития РФ. Принятая в 1996 году и действующая ныне Концепция национальной политики не отражает произошедших в мире и России глобальных перемен, в том числе всплеска ксенофобии, массовой миграции, роста этнической и конфессиональной напряженности.

Также на основании новой Концепции государственной национальной политики будет пересмотрена нормативно-правовая база в сфере межнациональных отношений, которая морально устарела.

Я считаю, что национальная идеология - это сердцевина национальной политики. Мы ведь говорим об общероссийской идентичности, общей системе ценностей для более чем 160 этносов и конфессий, которые проживают на территории России.

И как политик, и как гражданин я стремлюсь найти и детерминировать ту концепцию, которая может объединить нас как народ в единое целое и придать нашему народу и каждому гражданину ощущение национальной гордости за то, что мы живем в нашей стране.

Всегда, когда стоит вопрос о том, как добиться какого-то осознания людьми существующих принципов или нужных принципов, эта задача разбивается на несколько этапов. Первый: анализ текущей ситуации. Этот анализ не может быть произведен только в рамках границ нашего государства. Мы должны понимать, какие процессы происходят в мире, как они связаны с ситуацией внутри страны, определить проблемы, выяснить точки конфликтов, посмотреть, как говорится, где искрит. Затем, проведя этот анализ, мы должны разработать те принципы, которые, по нашему мнению, позволят ситуацию исправить или гармонизировать и направить в то русло, которое необходимо, с нашей точки зрения, для успешного развития внутриполитической и внешнеполитической ситуации. И, наконец, после того как сформулированы эти принципы, мы как государственные деятели, как политики должны сформировать такую информационную политику, которая позволит понять и, возможно, акцептовать эти принципы всему населению страны.

Сергей Михайлович Миронов прекрасно осознает, что центральным вопросом сегодня является именно разработка системы ценностей, которая может быть принята и поддержана всеми национальными группами нашей страны. Если мы сегодня не преуспеем в решении этой задачи, все вопросы регулирования, мониторинга, реагирования и попытки тушения пожаров из срочно подтащенных шлангов ни к чему не приведут.

- Вы говорили, что на федеральном уровне нет единого ведомства, которое бы служило связующим звеном между властью и религиозными лидерами. Вы предлагаете воссоздать Министерство по делам религий?

СЛУЦКЕР В.И.: Действительно, на одном из заседаний Объединенной комиссии мы обсуждали предложения об усилении органов исполнительной власти, отвечающих на федеральном уровне за межнациональные и межконфессиональные отношения.

Для решения проблемы вакуума национальной идеологии, которую обозначил и  Владимир Путин на пресс-конференции с журналистами, необходимо создать новое федеральное агентство или иной государственный орган, в ведении которого находились бы вопросы анализа состояния межэтнических отношений в целом по стране и в субъектах Российской Федерации. Одно-единственное управление в составе Минрегионразвития РФ не может справиться со столь масштабной задачей, как разработка национальной идеологии, которая объединила бы множество этносов и конфессий, проживающих на территории России.

В ведении нового госоргана должны находиться выработка конкретных практических рекомендаций по проблемам реализации государственной национальной политики, разработка и экспертиза проектов федеральных целевых программ, реализация которых затрагивает в тех или иных аспектах вопросы межэтнических отношений, проблемы национального развития отдельных народов Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что религиозная составляющая является базовой для многих этносов, и именно она может разделить или сплотить людей. Соответственно, новому ведомству должны быть приданы определенные функции и в сфере религиозных отношений.

Стратегические вопросы национальной политики - это прерогатива и обязанность федеральных органов власти. В частности, в обязанность федеральных властей входит разработка идеологии добрососедства и равенства между этносами и ее пропаганда. Однако сегодня эти важнейшие аспекты внутренней политики государства фактически отданы на откуп радикальным организациям типа ДПНИ. И именно отсутствие внятной национальной идеологии подталкивает к националистическим идеям и лозунгам  и конституционные политические партии.

Пока ведомство по делам национальностей не создано, нам необходимо вести конструктивную  дискуссию, в том числе в регионах, по положениям новой Концепции государственной национальной политики. Она еще не утверждена указом президента или постановлением правительства и поэтому пока принципиально открыта для дополнений и изменений. 

- Какая работа ведется по законотворчеству в сфере обеспечения государственной национальной политики?

СЛУЦКЕР В.И.: Я считаю, что первостепенной важностью является анализ нормотворческой и правоприменительной практики в сфере межнациональных отношений в стране. Совет Федерации продолжает большую работупо совершенствованию нормативно-правовой базы для осуществления государственной национальной политики и организации мониторинга этнополитической ситуации.

На заседании Объединенной комиссии 7 февраля мы также обсуждали тему законодательства и законотворческой работы в сфере обеспечения государственной национальной политики и пришли к выводу, что необходимо придать более системный характер работе, связанной с нормативно-правовой базой по регулированию межнациональных отношений в регионах России.

Что необходимо наладить во всех регионах - это систему регулярного мониторинга этнополитической ситуации в муниципальных образованиях. Это позволит своевременно выявлять потенциальные очаги межнациональной напряженности и даст возможность принимать профилактические меры по предотвращению возможных конфликтов.

Но, по моему мнению, очень важно, чтобы в процессе реализации федеральных и краевых законодательных актов и целевых программ законодательные и исполнительные органы государственной власти постоянно и качественно взаимодействовали с национально-культурными объединениями и представителями традиционных конфессий страны.

Хороший опыт урегулирования межэтнических проблем есть у властей Краснодарского края. Эти позитивные наработки  могут быть успешно использованы и другими субъектами Российской Федерации.

Несколько месяцев назад совместно с Сенаторским клубом мыпровели круглый стол по важной и нужной теме: "Федеральный закон N 189 от 4 ноября 2006 года "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)": основные направления реализации в современных условиях".

Этот закон - первый из того пакета нормативно-правовых актов, которые активно разрабатывались и принимались после событий в Кондопоге и выступления Президента РФ Владимира Путина, потребовавшего от исполнительной и законодательной федеральных властей навести порядок на рынках и в сфере нелегальной трудовой деятельности.

И закон N 189, и другие нормативно-правовые документы направлены на решение действительно острых и актуальных задач, от которых во многом зависит в том числе состояние национально-этнических отношений в российском обществе. А это, безусловно, одна из самых злободневных сегодня проблем в России.  Но, к сожалению, принятие данных конкретных и практически направленных законов затрагивает лишь десятую, если ни сотую, часть того айсберга, который называется в данном случае нелегальной миграцией.

Существует соотношение и взаимосвязь национальной и миграционной политики. Как я уже говорил, в России присутствует более 100 национальностей и народностей. Меры, принимаемые против мигрантов одной с ними национальности, неизбежно вызывают обострение межнациональных отношений. И, несмотря на исторические традиции добрососедства и дружбы в России, межнациональные отношения могут не выдержать.

- А как, по вашему мнению, можно осуществить единение миграционной и национальной политики?

СЛУЦКЕР В.И.: Рассмотрение миграционной политики в отрыве от политики национальной грозит нам крупными проблемами.Все миграционные потоки начинаются с сопредельных стран, которые когда-то были либо частью СССР, либо Российской империи, либо имеют с Россией многовековые связи. В связи с этим на территории России исторически существуют национальные общины выходцев из этих стран. Поэтому, воздействуя на миграционные потоки, мы влияем на национальные отношения в нашей стране. А с этим надо быть очень и очень осторожным.

Сегодня, в эпоху глобализации и нового переселения народов - миграции, конфликтность в мире растет. И это, по преимуществу, этническая и конфессиональная конфликтность. Миграция должна быть частью национально-религиозной политики. Можно, конечно, вовсе запретить приезжать в страну на постоянное жительство, но это лишь умножит конфликтность.

Любая неточность в миграционной политике затрагивает чрезвычайно широкий круг людей, отражается на этнических и религиозных отношениях и за пределами, и внутри страны.

Соответственно возникает вопрос: что же делать?Проблема мигрантов сверхсерьезная. Она, как я уже сказал, прямо отражается на этнонациональных отношениях в России. Материалы социологических исследований населения указывают на некоторые факторы, способные негативно влиять на развитие ситуации в сфере межнациональных отношений. В частности, особенно в последнее время, отмечается тенденция в сторону падения уровня толерантности к трудовой миграции извне.

Одновременно это и проблема рабочих мест, необходимых для темпов экономического роста и развития. Это национальная проблема и одновременно угроза национальной безопасности. Это и геополитическая проблема - трудовые иммигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Украины неожиданно стали инструментом воздействия на власти этих республик. Если вернуть всех незаконных мигрантов на родину - что произойдет? Как минимум большое экономическое потрясение в этих соседних странах. Что неудивительно - ведь Россия по притоку мигрантов занимает сегодня третье место в мире, после США и Германии.

Сегодня у всех на устах проблема китайской миграции, особенно на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Эти регионы настолько недоселены, что китайские мигранты - естественное решение проблемы рабочей силы. Но правильно ли это с точки зрения геополитики или нет? Существует ли сегодня сколько-нибудь осмысленная политическая стратегия в отношении китайской диаспоры и мигрантов? Естественно, нет. Иначе мы имели бы нормативные акты, обеспечивающие эту политику и принуждающие китайских мигрантов в России к скорейшей натурализации и ассимиляции. К обязательному изучению языка, выплате налогов, наконец, к получению российского гражданства со всеми вытекающими обязанностями, включая призыв на воинскую службу и так далее.

Нельзя пытаться решить проблему миграции в одном отдельно взятом регионе, смотреть вперед только на завтрашний день. Государство должно иметь долгосрочный план, видение будущей ситуации с мигрантами в России в целом. Для разработки Концепции миграционной политики нужен комплекс государственных мер, объединенных видением перспектив. У нас пока, увы, такого плана в миграционной сфере нет.

- И как быть?

СЛУЦКЕР В.И.: Подход к взаимоотношениям "россияне - мигранты" может быть таким же, как в сфере отношений между коренными этносами внутри самой России. Если мы хотим жить мирно и без проблем, нас должна объединять общая система ценностей для разных национальных групп. Необходима такая платформа, которая позволяла бы каждому гражданину России и тому, кто им хочет стать, испытывать гордость за то, что он живет здесь. Эта гордость не может быть основана только на материальном благополучии. Ведь гордость, скажем, иранца за свою страну вовсе не основана на том, что он живет лучше и богаче американца.

Сегодня мигрантами в большинстве своем движет одна цель - "зашибить деньгу". Они как бы совершают набеги на чужую территорию, никак не ассоциируя себя с Россией. И если у нас не будет национальной доминирующей идеологии, которая превысит по энергетике традиционные устои и мировоззрения приезжих, мы вряд ли сумеем навести в стране нормальный миграционный порядок.

 


 


Читать ГАРАНТ.РУ в и