Тема реформы местного самоуправления не утратила своей актуальности
С 1 января 2009 года полностью вступил в силу Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Скоро год, как он действует во всех российских регионах. Но проблемы существуют. Как заявил Председатель Совета Федерации С. Миронов, именно местное самоуправление - тот уровень власти, который самым непосредственным образом сталкивается с социальными последствиями финансово-экономического кризиса. По мнению спикера СФ, взаимодействие государственной и муниципальной власти - одно из главных условий успешной антикризисной политики на современном этапе.
"Подготовка и принятие 131-ФЗ вызвали большой интерес в обществе и жаркие дискуссии законодателей. Внимательно, даже придирчиво обсуждалось все ценное из зарубежного опыта, положенного в основы будущей реформы. Напомню, после первого чтения только поправок в законопроект было внесено около 6 тысяч! Более того, когда закон одобрили, срок его вступления в действие отодвинули на значительный период, чтобы лучше подготовиться. Эта тема не утратила свою актуальность и сегодня, поскольку затрагивает интересы большинства населения России.
По-существу 131-й закон, кроме других важнейших задач, в первую очередь был призван преодолеть психологический барьер и дать почувствовать людям, что их реальная власть находится рядом. В частности, отучить от мысли писать президенту, чтобы помочь решить вопросы местного значения: отремонтировать поселковую дорогу, получить возможность арендовать строительный кран и т.п. И, разумеется, самим выбирать или переизбирать глав самоуправления, если они их не устраивают. Именно так себя ведут жители ряда государств Западной Европы, привыкшие сами "творить" муниципальную политику. К примеру, недавно в одном немецком городе администрация решила ввести плату за проезд через мост. Так никому в голову не пришло обращаться к канцлеру или в бундестаг по этому поводу: они всем миром организовали движение за переизбрание мэра города!
К великому сожалению, приходится констатировать: у нас задача утверждения реальной местной власти пока не выполнена. До сих пор чувствуется определенное сопротивление основным идеям МСУ. Не утверждаю, что оно осознанное, скорее, инертное. Люди, как и раньше, не воспринимают действенность местной власти, посылают по привычке и по любому поводу письма наверх, вплоть до президента. Ничего удивительного, ведь система организации власти на местах остается "рыхлой", она зависима от бюджета, чувствуется нехватка ресурсов для реализации конкретных, "приземленных" решений. И это является основным препятствием для осуществления муниципальной реформы.
Каким путем двигаться дальше? Во-первых, необходимо продолжить финансовое укрепление муниципалитетов. Во-вторых, следует передать материальные ресурсы с районного уровня на поселковый, который является ключевым в системе МСУ. Почти нигде это не сделано.
В итоге ситуация с реформой самоуправления в Российской Федерации остается патовой. Я могу судить об этом на примере Красноярского края. Власти в нашем регионе делают многое, чтобы улучшить положение. К сожалению, ресурсов, имеющихся в распоряжении администрации края, не хватает. Поэтому сдвиги есть, но кардинальных изменений мало. Приходится только одно: ждать. Ждать, когда основные идеи, заложенные в законе, будут наконец-то восприняты населением. Полагаю, в этом смысле нам предстоит ещё длинный эволюционный путь", - уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти красноярского края В. Новиков.
Мнения членов Совета Федерации