Новости и аналитика Новости Мнения и комментарии членов Совета Федерации. 13 августа 2009

Мнения и комментарии членов Совета Федерации. 13 августа 2009

Н. Чуркин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды: "Мы привыкли, что воды у нас много. Пора менять эту психологию".

"Вода - самый потребляемый природный ресурс, запасы которого постоянно истощаются. Более того, из-за увеличения антропогенной нагрузки на окружающую среду ухудшается и качество этих запасов.

В этой связи для рационального использования водных ресурсов в Водном кодексе необходимо  более четко прописать вопросы водопользования и охраны водных источников. Ограничения в метрах и километрах, установленные сегодня для водоохраной зоны, явно не достаточны. Необходимы совершенно другие подходы. Должны быть выработаны новые регламенты водопользования. 

Важнейшим элементом использования и воспроизводства водных ресурсов является внедрение новых технологических подходов и современных материалов. Следует различать виды употребления и готовить воду специально для этих целей. Сегодня вода, поступающая к нам в дом как для питья, так и для технических нужд, течет из одного крана. В конечном итоге воду из-под крана пить практически невозможно. Уверен, питьевую воду нужно готовить непосредственно перед подачей потребителю и подавать через отдельный третий кран. Технически это вполне реально, да, кстати, и экономически выгодно, поскольку  питьевая вода составляет только 3-5%  от потребляемой нами воды.

Второй важнейший компонент - это очистка сточных вод. Качество возвращаемой воды не должно быть хуже того, что было при водозаборе. Не только  канализационные воды, но и ливневые стоки, вода, используемая для охлаждения и технических нужд на предприятиях, словом, вся использованная вода должна проходить полную очистку перед возвращением в водоем. Только тогда можно будет говорить о сохранении водных источников, об улучшении состояния экосистем, биосферы. На сегодняшний день техническое состояние очистных систем и  условия их эксплуатации не позволяют успешно решать эти вопросы.

Сильно усложняет проблему и отсутствие государственной  программы по совершенствованию использования водоресурсов, сейчас она в стадии  разработки. Причем как в производстве, так и в быту. Сегодня мы  переводим впустую значительные  объемы чистой воды, даже не задумываясь об этом.

Мы привыкли считать, что запасы пресной воды неисчерпаемы. Так вот эту психологию следует менять. Страна действительно пока богата водными ресурсами, однако необходимо понимать, что для их сохранения, для обеспечения  экологического благополучия все мы, граждане Российской Федерации, должны выполнять единые правила,  заботиться о рациональном использовании воды всюду, во всех регионах нашей страны".

А. Васьков, член Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды: "Нужна государственная программа по обеспечению населения качественной водой".

"Глубоко убежден в том, что проблемы, касающиеся загрязнения источников воды, могут быть решены с принятием государственной целевой программы по обеспечению населения качественной питьевой водой и контролю за очисткой воды.

Мне представляется, что Россия может быть великой водной державой не просто по количеству воды. Наша страна должна стать водным центром мира, осью, на которую будут нанизываться интересы стран, где не хватает воды.

Сегодня полностью меняется представление о воде. Если в XIX веке активно вводились системы ее обеззараживания в централизованном водоснабжении, то в XX веке стало ясно, что использование сильных окислителей-дезинфектантов воды - это палка о двух концах. По мнению ученых, XXI век будет веком физики воды, так как изменяя молекулярное структурное состояние воды, станет возможно оказывать существенное влияние на ее биологические свойства. А структурированная вода, как утверждают специалисты, помогает при лечении многих патологических состояний, вплоть до онкологических.

Но это пока в будущем. Сегодня же многие города страны ищут и находят эффективные решения вопроса обеспечения населения не просто безопасной водой, но водой, полезной для здоровья. Например, администрация Санкт-Петербурга собирается решать эти вопросы через систему глубокой доочистки и кондиционирования водопроводной воды или через бутилированные воды высшей категории качества.

80% населения США получают фторированную воду через централизованную систему водоснабжения. В итоге за 50 лет фторирования воды сокращена потребность более, чем в десяти тысячах стоматологов. Стоимость фторирования воды в централизованных системах водоснабжения составляет 1-2 доллара в год на человека. К сожалению, фторировать всю водопроводную воду нам пока не под силу, так как 26 систем водоснабжения, фторировавших воду в Советском Союзе, сегодня не работают, в том числе в Москве на Черепковских очистных сооружениях.

Член Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Бато - Жаргал Жамбалнимбуев: "Водный кодекс все же меняет положение к лучшему".

"Водный кодекс, принятый в 2006 году, несмотря на продолжающуюся критику и целый ряд опасений по поводу некоторых его положений, меняет правовые отношения в сфере использования водных ресурсов в лучшую сторону.

Во-первых, массовой приватизации водных объектов, так сильно тревожившей критиков кодекса, не произошло, заметил он. Как показывают данные из субъектов Российской Федерации, имеются лишь единичные случаи оформления частной собственности на объекты водопользования. При этом возможности пользования водными ресурсами всеми пользователями значительно расширились.

Во-вторых, по мнению сенатора, Водный кодекс способен решать задачи сохранения, защиты и восстановления водных ресурсов в условиях возросших негативных нагрузок, когда многие водные объекты качественно деградируют.

Конечно, практика применения кодекса выявила и ряд вопросов, требующих уточнения, изменения и дополнения отдельных его положений.

В частности, в отношении полномочий переданных Водным кодексом субъектам Российской Федерации есть проблемы с мониторингом и администрированием водных платежей. Это связано с тем, что не заработал Государственный водный реестр, не учтены в полной мере и не разграничены водные объекты между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями, считает сенатор. Такая работа сдерживается проблемами разграничения значительной части земельных участков. Нет также единого регламента взаимодействия водопользователей с согласующими федеральными органами исполнительной власти, не уточнен порядок и условия проектирования, строительства и эксплуатации объектов в водоохранной зоне. Стали более объемными и сложными договора водопользования, что в условиях отсутствия информационного обеспечения данных отношений удлиняет сроки их заключения и т.д.

Таких замечаний много, и предстоит серьезная работа по их устранению, но основная задача нового кодекса, задача адаптации водопользования к современным рыночным отношениям, повышения его эффективности и прозрачности, создания условий для сохранения водных ресурсов, для их бережного использования и воспроизводства, безусловно, решается. Не так быстро, как хотелось бы, но решается.