Новости и аналитика Новости Высказывания Т. Нестеренко на брифинге для журналистов в Минфине России

Высказывания Т. Нестеренко на брифинге для журналистов в Минфине России

Минфин РФ: По итогам I квартала риски недополучения доходов в 2009г. остаются высокими.

РБК. 20.04.2009, Москва

По итогам I квартала 2009г. можно судить о том, что риск большей инфляции, чем заложена в бюджете на текущий год (13%), снижается. Об этом журналистам сообщила заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. По ее словам, по-прежнему остается высоким риск недопоступления доходов в 2009г. "Риск заимствований все же есть, риск, что мы сможем все взять на рынке. Нет, мы, конечно, сможем, но по приемлемой стоимости", - добавила Т.Нестеренко. По ее словам, Минфин попытался в бюджете заложить стабилизационные механизмы, которые бы позволяли компенсировать эти риски. "Например, на риск возможной большей инфляции заложен специальный резерв правительства. Парламент дал право правительству использовать часть этого резерва на социальные мероприятия, которые необходимо индексировать в зависимости от уровня инфляции", - сказала замминистра.

Замминистра напомнила, что в феврале с.г. администраторы доходов оценивали риски недополучения доходов в 2009г. по таможенным платежам и налогам в размере 800 млрд руб. Т.Нестеренко обратила внимание на то, что если будет такое недопоступление доходов, то придется больше средств брать из Резервного фонда, что, в свою очередь, может привести к росту инфляции. "Никто абсолютно верные прогнозы сейчас дать не может. Надеюсь, что прогнозы администраторов не сбудутся", - подчеркнула замминистра. Она сообщила, что, по данным на 16 апреля 2009г., из 940 млрд руб., перечисленных из Резервного фонда, 123,8 млрд руб. уже было использовано для сбалансированности бюджета.

Говоря об источниках доходов федерального бюджета на 2009г., Т.Нестеренко сообщила, что в него также включен ряд неналоговых доходов. По ее словам, речь идет о 358 млрд руб. В том числе 160,4 млрд руб. из этой суммы - средства государственных корпораций; 77,6 млрд руб. планируется забрать из субъектов РФ в качестве субсидий, полученных в прошлые годы и неосвоенных; 100 млрд руб. - разовая сумма в связи с перечислением средств таможенных счетов; 20 млрд руб. - доходы от размещения временно свободных средств Федерального казначейства.

Т.Нестеренко также отметила, что "бюджет в настоящее время сделан как качели". "Заработают встроенные механизмы и резко пойдет (рост) ВВП - меньше будем тратить Резервного фонда. Не заработают - будет все наоборот", - отметила заммнистра. "Самое главное - мы должны именно на долгосрочную перспективу пересмотреть свое отношение к бюджету и расходным обязательствам", - заявила Т.Нестеренко.

Вместе с тем замминистра подчеркнула, что бюджет сделан таким образом, что позволит исполнить все обязательства, заложенные в нем. "Только с одним "но": мы можем больше, чем хотелось бы, использовать наш резерв. Это серьезно может ухудшить ситуацию бюджета 2010г.", - добавила Т.Нестеренко. Она напомнила, что в настоящее время уже принято решение о выделении из Резервного фонда 2,7 трлн руб. на сбалансированность бюджета 2009г. и 440 млрд руб. на нефтегазовый трансферт. "Если мы недоберем доходов и не сможем взять на рынке, то эта сумма ровно на этот объем (который недополучим) увеличится", - обратила внимание замминистра.

Минфин РФ: Существуют варианты, согласно которым Россия может исчерпать Резервный фонд уже в 2010г.

РБК. 20.04.2009, Москва

Существуют разные варианты, в зависимости от доходов и расходов показывающие, насколько еще может хватить средств Резервного фонда РФ. Об этом журналистам сообщила заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко. "Есть варианты, что мы полностью исчерпываем Резервный фонд в следующем году. Есть такой расчет", - выдвинула одно из предположений замминистра. При этом она подчеркнула, что может быть и по-другому структурировано решение, "может быть, вступят в силу те нормы бюджетного кодекса, которые заложены в отношении использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ)". Т.Нестеренко пояснила, что если задействовать часть средств ФНБ в переходный период на поддержку пенсионной системы, то часть (но небольшая) Резервного фонда останется на 2011г. "Для меня, например, абсолютно очевидно, что (бюджет) 2011г. Резервным фондом мы не сможем сбалансировать вообще", - отметила замминистра. По ее словам, существуют разные расчеты относительно средств Резервного фонда. Т.Нестеренко сообщила, что, согласно одним из них, остаток средств Резервного фонда в 2011г. составит от 200 млрд руб. до нуля.

Т.Нестеренко также напомнила, что рублевый размер резервного фонда зависит и от соотношения рубль/доллар. "Если что-то изменится (в данном соотношении), то, может быть, (Резервного фонда) еще надолго хватит", - подчеркнула замминистра.

Напомним, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин в марте 2009г. заявлял, что Резервного фонда РФ хватит еще на 2,5 года. При этом он отмечал, что имел в виду 2009-2010гг. и примерно половину от потребностей 2011г.

Минфин РФ: Дефицит федерального бюджета России в 2012г. планируется на уровне 1-2% ВВП.

РБК. 20.04.2009, Москва

Дефицит федерального бюджета России в 2012г. планируется на уровне от 1% до 2% ВВП. Об этом журналистам сообщила заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. "В 2012г. планируем дефицит. Пока стоит задача от 1% до 2% (ВВП)", - отметила замминистра. По ее словам, дефицитный бюджет - это вполне нормальный бюджет, если объем долга оптимальный и если рынок позволяет брать в долг. "Но все же в меру нужно, чтобы не получалось так, что мы в конечном итоге придем к тому, что наши дети не смогут рассчитаться и все налоги будут уходить на погашение кредитов", - подчеркнула Т.Нестеренко.

Напомним, дефицит федерального бюджета в 2009г. планируется в размере 8% ВВП, в 2010г. - до 5% ВВП, в 2011г. - до 3% ВВП.

Как ранее сообщал вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, дефицит федерального бюджета с 2013г. не должен будет превышать 1% ВВП. "Мы определили, что будет переходный период, который позволит от дефицита в 8% ВВП, запланированного на 2009г., каждый год, понижая его, вернуться к норме в 1% ВВП с 2013г.", - сказал тогда министр.

Бюджетные риски в РФ сохраняются, резервный фонд может иссякнуть в 2010 году - Минфин

МОСКВА, 20 апр - РИА Новости

Минфин РФ видит риски для исполнения даже скорректированного бюджета на 2009 год и предупреждает, что средства резервного фонда могут закончиться уже в следующем году, а бюджет будет дефицитным по крайней мере в течение четырех лет, заявила журналистам замглавы министерства, курирующая бюджетное направление, Татьяна Нестеренко.

Госдума на прошлой неделе приняла в третьем, окончательном чтении скорректированный вариант бюджета-2009 с дефицитом в 7,4% ВВП, доходами в 6,713 триллиона рублей, сокращенными на 4,2 триллиона рублей по сравнению с первоначально утвержденными, и расходами в 9,692 триллиона рублей (рост на 667,5 миллиарда рублей). Новый бюджет станет основой для реализации антикризисных предложений правительства.

РИСКИ СОХРАНЯЮТСЯ

"Мы даже после уточнения бюджета на 2009 год видим существенные риски его исполнения", - сказала Нестеренко.

По словам замминистра, этими рисками могут стать высокая инфляция, недополучение бюджетных доходов из-за снижения экономической активности на фоне кризиса, а также невозможность привлечения ресурсов на внутреннем рынке для покрытия дефицита бюджета.

По мнению Нестеренко, на сегодняшний день инфляция - не самый серьезный риск. Темпы роста цен во втором квартале начали замедляться. Но даже если инфляция превысит официальный прогноз (13% по итогам года), то справиться с дополнительными социальными расходами (индексация пенсий и пособий) поможет специальный резерв правительства.

Однако с остальными рисками ситуация более тревожная. Нестеренко пояснила, что еще в феврале налоговая и таможенная службы прогнозировали, что бюджет может "недосчитаться" в этом году около 800 миллиардов рублей запланированных доходов. Если эти ожидания сбудутся, то эту сумму на покрытие дефицита придется выделить из резервного фонда РФ, из которого в этом году и так потратят свыше 3 триллионов рублей. На 1 апреля объем резервного фонда составил 4,117 триллиона рублей.

Говоря о перспективах размещения госбумаг для покрытия бюджетного дефицита, замминистра отметила, что спрос на них будет, но разместив бумаги, государство будет способствовать изъятию ликвидности с рынка, что неблагоприятно в условиях кризиса. По утвержденной программе заимствований, Минфин РФ в 2009 году планирует разместить на внутреннем рынке 529 миллиардов рублей.

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ ОПТИМИЗМА НЕ ВНУШАЕТ

По итогам первого квартала федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 50 миллиардов рублей. При этом в январе в бюджет были зачислены доходы от управления нацфондами в 2008 году на сумму 270 миллиардов рублей, которые затем были направлены на нефтегазовый трансферт.

"Без этих доходов дефицит бюджета был бы 320 миллиардов рублей, или почти 3,9% ВВП, а это уже много... Напряжение по бюджету есть", - признала Нестеренко.

По ее словам, если бы в первом квартале Минфин не стал привлекать средства резервного фонда на покрытие дефицита, то уже сейчас пришлось бы приостановить выполнение расходов. "Средств бы просто физически не было", - сказала замминистра.

К настоящему моменту из фонда на счета казначейства переведено 900 миллиардов рублей, из которых 123,8 миллиарда потрачено. "Резервный фонд как подушка безопасности уже работает", - констатировала Нестеренко.

В первом квартале ни по выплате зарплат бюджетникам, ни по другим социальным обязательствам из федерального бюджета сбоев не было, но в регионах ситуация обстоит намного сложнее, отметила она. Как сообщил замглавы Минфина Антон Силуанов, по итогам первого квартала субъекты уточняют свои бюджеты, концентрируясь на первоочередных расходах. Минфин проследит, чтобы эти бюджеты были реалистичными, без "пузырей", но финансовая помощь дотационным регионам в федеральном бюджете все равно зарезервирована.

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

Вопрос, как наполнить бюджет, останется актуальным и в 2010 году, говорит Нестеренко. "Конечно, ситуация очень сложная. Доходов мы получим, дай Бог, на уровне этого года", - считает она. При этом сбалансированность внебюджетных фондов (Пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования) будет не пределе.

Замминистра напомнила, что с 2010 года ЕСН уже не будет поступать в федеральный бюджет, а дефицит Пенсионного фонда по-прежнему будет финансироваться из бюджета. Никаких существенных изменений в налоговой системе в следующем году не произойдет, поэтому дополнительных поступлений в бюджет не запланировано.

"Мы исходим из того, что дефицит бюджета в 2010 году составит 5%, а доходы - на уровне этого года. Нашим приоритетом будет заявленная реформа пенсионной системы, поэтому сокращение других расходов может составить 25-30%", - не исключила Нестеренко.

"Мы сейчас находимся в серьезных раздумьях и расчетах, как подходить к бюджету 2010 года. Понятно, что без структурных изменений не обойтись", - сказала замглавы Минфина.

Она, в частности, считает необходимым расширить полномочия министерств в рамках выделенных им бюджетных средств. "Мы полагаем, что не будет другого выхода, как четко определить деньги в том сокращенном размере, который позволит бюджет, а министерства будут сами решать, куда эти деньги направлять", - отметила Нестеренко. Таким образом повысится эффективность использования бюджетных средств.

Кроме того, велика вероятность того, что средства резервного фонда в 2010 году будут израсходованы. "Есть разные варианты в зависимости от доходов и расходов бюджета, среди них - то, что мы полностью исчерпываем резервный фонд в следующем году", - сообщила Нестеренко.

Однако, если вступят в силу законодательные нормы, которые позволят направить часть средств фонда национального благосостояния на сбалансированность пенсионной системы, то, может быть, небольшая часть резервного фонда (200-300 миллиардов рублей) останется и на 2011 год. "Но абсолютно очевидно, что за счет резервного фонда мы не сможем сбалансировать бюджет", - констатировала замминистра.

Когда российский бюджет снова станет профицитным или хотя бы будет сводиться с "нулевым" балансом, говорить преждевременно. "Пока стоит задача до конца 2012 года снизить дефицит до 1-2% ВВП", - заметила Нестеренко.

Согласно бюджетному законодательству, Минфин должен внести в Госдуму проект бюджета на 2010-2012 годы до 26 августа. Еще не принято решение, будет ли бюджет утверждаться сразу на три года или только на один год и финансовый план на 2011-2012 годы.

Т.Нестеренко считает возможным передать 2 проц налога на прибыль с федерального уровня на региональный

МОСКВА, 20 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/

Оптимизировать расходы бюджета необходимо за счет повышения эффективности и расширения полномочий регионов. Такое мнение высказала журналистам заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.

В частности, считает она, "в регионы нужно как можно больше отдать полномочий и учреждений". Замминистра считает, что в регионах реформы идут быстрее. Сегодня, отметила она, на федеральном уровне находится более 4 тыс учреждений образования, которые управляются менее эффективно, чем могли бы. Это же, по ее словам, касается больниц.

"Я бы максимально передала учреждения социальной сферы в регионы, естественно, с передачей каких-то налогов", - заявила она. По мнению замминистра, регионам необходимо передать, в частности, налог на прибыль: "2 проц на федеральном уровне уже ничего не решают". Однако, подчеркнула она, у других чиновников могут быть другие взгляды. "Нужно смотреть, какие передавать налоги. Мы еще не обсуждали", - сказала Т.Нестеренко.

Федеральный бюджет, продолжила она, "нужно строить исходя из тех целей, которые сформулированы правительством в основных направлениях деятельности", при этом добиваясь более эффективного использования ресурсов. "Все эксперты оценивают бюджетную неэффективность от 20 до 30 проц, а в некоторых направлениях даже до 35 проц.", - признала замминистра. Если придать участникам процесса больше прав, уверена она, эффективность существенно возрастет. Это касается не только регионов, добавила Т.Нестеренко, но и профильных министерств, которые "сами в рамках их полномочий должны будут выбрать направления политики, на которые считают нужным направлять ресурсы".

В то же время замминистра финансов Антон Силуанов отметил, что налоговая база по налогу на прибыль сейчас сильно сократилась и если передать регионам федеральную часть налога на прибыль, то "10-15 регионов будут в выигрыше". "Если мы говорим о передаче налогов, хорошо бы передавать равномерно распределенные налоги", - сказал он.В то же время замминистра сказал, что вопрос о передаче доходов регионам действительно стоит в связи с из растущими обязательствами.

Т.Нестеренко заметила, что вопрос о том, какие налоги передавать пока обсуждается и конкретных решений еще нет. Возможно, как вариант, консолидировать на федеральном уровне федеральную часть налога на прибыль с дальнейшим распределением по субъектам.

Минфин планирует размещать ОФЗ в 2009 г на срок 3-5 лет - Т.Нестеренко

МОСКВА, 20 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/

Минфин планирует размещать ОФЗ в 2009 г на срок от 3 до 5 лет. Такие данные привела журналистам заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.

На 2010 г, по ее словам, планируется погашение ОФЗ на сумму 148 млрд руб, а в 2011 г - на 166 млрд. "Все будет зависеть от объема привлечения в этом году", - отметила замминистра.

"В целом у нас привлечение на 529 млрд руб запланировано", - напомнила она.

Государственные страховые облигации /ГСО/, также сообщила Т.Нестеренко, будут размещаться на срок от года и выше.

Минфин мобилизовал в федеральный бюджет 358 млрд руб неиспользованных доходов

МОСКВА, 20 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/

В федеральный бюджет на 2009 г были "административно включены" 358 млрд руб неналоговых, прочих доходов. Такие данные привела журналистам заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.

В том числе, сообщила она, 160,4 млрд руб составляют средства госкорпораций. На сумму в 77,6 млрд руб Минфин планирует обеспечить возврат неосвоенных субсидий и субвенций из субъектов РФ, направленных им в прошлые годы, 100 млрд составляет "разовая сумма в связи с перечислением средств участников внешнеэкономической деятельности на счета казначейства по учету доходов", а также 20 млрд - объем доходов от размещения временно свободных средств федерального бюджета.

Т.Нестеренко также отметила, что эти расходы, "которые мы в этом году взяли как источники - в следующем году надо отдать". Поэтому, добавила она, подготовка бюджета на 2010 г идет довольно тяжело. "Мы сейчас структурируем бюджет по приоритетам", - сказала она. - При этом, пояснила Т.Нестеренко, Минфин старается брать за основу расчеты к трехлетнему бюджету, принятому ранее на 2009-2011 гг.

При формировании трехлетнего бюджета были разработаны "нормы и программы", которые необходимо выполнять. "Мы сейчас пытаемся все ассигнования разложить по степени предопределенности, связанной с выполнением этих норм", - продолжила замминистра. Приоритет, по ее словам, будет отдан расходам, "вытекающим из закона" - речь идет о выплатах населению, программы развития Сочи, подготовки саммита АТЭС и федеральных целевых программах.

ВТБ, Альфа-банк и Россельхозбанк стали первыми участниками аукционов Минфина по размещению средств бюджета на сумму 105 млрд руб

МОСКВА, 20 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/

Минфин разместил на аукционах временно свободные средства федерального бюджета на сумму 105 млрд руб в ВТБ, Альфа-банке и Россельхозбанке. Об этом журналистам сообщила заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.

"Всего участников аукциона было 3", - отметила она. ВТБ, по ее словам, разместил на депозите 65 млрд руб из этих средств, Альфа-банк - 10 млрд руб, Россельхозбанк - 30 млрд руб.

Как сообщалось ранее, Минфин провел 7 и 14 апреля аукционы, в ходе которых разместил соответственно 60 млрд и 45 млрд руб временно свободных денежных средств федерального бюджета на счетах коммерческих банков. Следующий отбор заявок планируется 21 апреля на сумму не более 50 млрд руб по минимальной ставке 14,75 проц годовых.

Минфин впервые поставил в план в числе прочих доходов получение доходов от размещения временно свободных средств, подчеркнула Т.Нестеренко. Доходы от размещения временно свободных средств планируются в размере 20 млрд руб, сказала она.

В том числе для этого, пояснила замминистра, в федеральный бюджет с запасом идут средства из Резервного фонда. "Мы берем, чтобы частично разместить, чтобы получить доходы", - констатировала она. При этом, напомнила Т.Нестеренко, все действия согласовываются с Центробанком, который дает максимальный размер ресурсов, которые можно размещать и минимальную ставку. "Мы должны были расчетно разместить около 600 млрд руб", - продолжила замминистра, однако Минфин действует "аккуратно", не выводя на рынок больших сумм. В дальнейшем, по ее словам, крупных вливаний также не предполагается.

Минфин России на 16 апреля использовал 123,8 млрд руб средств Резервного фонда на расходы федерального бюджета

МОСКВА, 20 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/

Министерство финансов РФ использовало на 16 апреля 123,8 млрд руб средств Резервного фонда на расходы федерального бюджета. Об этом сообщила заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

Она напомнила, что из Резервного фонда на расходы федерального бюджета уже переведено 940 млрд руб. Средства переведены с запасом для обеспечения ликвидности федерального бюджета.

Всего в первом полугодии 2009 г Минфин планирует перечислить 1,6 трлн руб из Резервного фонда на обеспечение расходов федерального бюджета.

Как ранее заявлял руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, в марте из Резервного фонда перечислено 600 млрд руб, в апреле предполагается перечислить также 600 млрд руб, в мае - 400 млрд руб на обеспечение расходов федерального бюджета.

Недобор доходов в федеральный бюджет в 2009 г может составить 800 млрд руб - Т.Нестеренко

МОСКВА, 20 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/

Недобор доходов в федеральный бюджет по сравнению с запланированными в 2009 г может составить 800 млрд руб. Такую оценку еще в феврале 2009 г давали Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба, сообщила журналистам заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

"Будем надеяться, что прогнозы администраторов /бюджетных доходов/ не исполнятся", - сказала она, заметив, что последние годы прогнозы этих службы "очень близки к реальности".

Если же прогнозы исполняться, то недостающие средства потребуется взять из Резервного фонда и тогда возрастут инфляционные риски, так как средства Резервного фонда фактически являются эмиссионным источником финансирования дефицита бюджета.

Доходы федерального бюджета на 2009 г в соответствии с уточненным федеральным бюджетом составляют 6 трлн 713,6 млрд руб, расходы - 9 трлн 692 млрд руб. Дефицит федерального бюджета на текущий год запланирован в объеме 2 трлн 978,4 млрд руб или 7,37 проц ВВП.

Как сообщила замминистра финансов уже по итогам 1-го квартала в федеральный бюджет не поступили доходы в сумме 202 млрд руб, в то же время расходы увеличились на 447 млрд руб по сравнению с их объемом в 1-ом квартале 2008 г. В то же время в январе в доходы федерального бюджета были зачислены доходы от управления средствами Резервного фонда в объеме 271 млрд руб. Она отметила, что это разовые поступления. Таким образом дефицит без учета этих доходов мог бы составить в 1-ом квартале 321 млрд руб или 3,9 проц ВВП. "Напряжение по бюджету все-таки есть. Оно отражается в показателях исполнения", - сказала она. В 1-ом квартале сформировалась тенденция снижения доходов, а роста расходов. "На 40 проц почти падают от плана доходы, при этом расходы растут на такую же сумму, очевидно, что такие "ножницы" будут расти", - заметила замминистра финансов.

Минфин РФ обсуждает возможность разработки однолетнего бюджета на 2010 год, но окончательное решение не принято

МОСКВА, 20 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/

Минфин РФ обсуждает варианты разработки федерального бюджета на 2010 год, сказала журналистам замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

"Не могу сказать, в каком формате будет утверждаться закон", - ответила она на вопросы журналистов. По ее словам, "есть разные варианты", в том числе как вариант 3-летнего бюджета на 2010-2012 годы, так и однолетнего на 2010 год. "Есть вариант готовить 3 года, но 2011 год и 2012 год внести как финансовый план, а утвердить бюджет одним годом", - сообщила она.

"Окончательное решение не принято", - отметила Т.Нестеренко. Дискуссия, пояснила она, связана с тем, что в связи с кризисом "мы вынуждены проводить очень серьезные реформы". В стадии реформ, считает, она, трехлетний горизонт сразу планировать непросто.

Однако, подчеркнула замминистра, "сейчас пока по Бюджетному кодексу мы обязаны внести 3-летний бюджет, если не будет поправок". Бюджет должен быть внесен в Госдуму не позже 26 августа, напомнила она.

Т.Нестенко пояснила также, что ситуация с бюджетом на 2010 год "очень сложная", так как в 2009 году не удалось уменьшить дефицит, реализовывая антикризисные программы. Дефицит бюджета нынешнего года в 8 проц "требовал от нас сокращения расходов почти на 1,6 млрд руб, мы сократили только 900 млн", - сказала она. "Это существенно ухудшит ситуацию в следующем году", - констатировала замминистра. В 2010 году, по ее словам, существенно уменьшатся резервные фонды, "возможность балансирования будет на пределе".

Также, считает Т.Нестеренко, ухудшают ситуацию решения по реформированию пенсионной системы, так как бюджет не будет получать единый социальный налог, замененный страховым взносом. В условиях приоритета пенсионным расходам, сокращение других может составить от 25 до 30 проц, однако оно не должно быть равномерным, подчеркнула она. "Мы сейчас находимся в серьезных расчетах, - заключила замминистра, - ограничения очень большие, без каких-то структурных решений сформировать бюджет будет сложно".

Дефицит бюджета к 2012 г планируется сократить до 1-2 проц - замминистра финансов РФ

МОСКВА, 20 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/

Дефицит федерального бюджета к 2012 г планируется сократить до 1-2 проц. Об этом журналистам сообщила заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

"Пока стоит задача - от 1 до 2 проц на 2012 год", - сообщила она. Замминистра напомнила, что Минфин исходит из планируемого дефицита на 2010 год в 5 проц. "Наша задача стремиться к 2011 году выйти на 3 проц", - добавила Т.Нестеренко.

Сегодня, отметила она, необходимо пересмотреть отношение к бюджету "и расходным обязательствам вообще" на долгосрочную перспективу. "Урок кризиса показывает, что бюджетная система оказалась очень зависима от внешней конъюнктуры", - считает Т.Нестеренко. Поэтому, резюмировала замминистра, "возможно придется некоторые законы переписывать, разрабатывать новые элементы социальной политики", в том числе направленные на повышение эффективности и борьбу с бедностью.

Риски исполнения бюджета РФ в 2009 г. сохраняются, 2010 г. будет сложным - Минфин

Москва. 20 апреля. ИНТЕРФАКС-АФИ

Минфин РФ не исключает, что ВВП РФ в 2009 году снизится больше, чем прогнозируется, а доходы федерального бюджета в 2009 году окажутся ниже, чем утверждено в новом варианте бюджета, сообщила журналистам замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

По ее словам, это может привести к большему использованию средств Резервного фонда и существенно осложнить бюджетную ситуацию в 2010 году, которая и без того будет "напряжена" в связи с реформой ЕСН, переоценкой прав пенсионеров с "советским" стажем и необходимостью вернуть госкорпорациям средства, взятые у них в 2009 году.

Минфин считает, что сокращение ряда расходов бюджета в 2010 году может составить 25-30%, но даже в этом случае Резервный фонд может быть полностью исчерпан еще до начала 2011 года.

Однако не исключено, что сработают стабилизационные механизмы в экономике - тогда и бюджетная ситуация будет более благоприятной, отметила Т.Нестеренко.

"Кубышка" может опустеть в 2010 году

Минфин предупреждает о высоких бюджетных рисках. Переписанный баланс подвергнется в этом году проверке на прочность инфляцией, а экономическая активность и объем ВВП могут снизиться больше прогнозов

Москва. 20 апреля. IFX.RU - Минфин РФ не исключает, что ВВП РФ в 2009 году снизится больше, чем прогнозируется, а доходы федерального бюджета окажутся ниже, чем утверждено в новом варианте бюджета, сообщила журналистам замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

По ее словам, это может привести к большему использованию средств Резервного фонда и существенно осложнить бюджетную ситуацию в 2010 году, которая и без того будет "напряжена" в связи с реформой ЕСН, переоценкой прав пенсионеров с "советским" стажем и необходимостью вернуть госкорпорациям средства, взятые у них в 2009 году.

Минфин считает, что сокращение ряда расходов бюджета в 2010 году может составить 25-30%, но даже в этом случае Резервный фонд может быть полностью исчерпан еще до начала 2011 года.

Однако не исключено, что сработают стабилизационные механизмы в экономике - тогда и бюджетная ситуация будет более благоприятной, отметила Т.Нестеренко.

Риски бюджета в 2009 году

"Даже после уточнения бюджета мы видим существенные риски его исполнения", - заявила журналистам в минувшую пятницу замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко. Дума 15 апреля приняла новый вариант бюджета на 2009 год.

Доходы федерального бюджета РФ в 2009 году снизятся на 4,2 трлн рублей по сравнению с ранее утвержденным объемом и составят 6,7 трлн (16,6% ВВП). Расходы бюджета увеличатся на 667,3 млрд рублей - до 9,7 трлн (24% ВВП).

Дефицит составит 2,98 трлн рублей (7,4% ВВП), а с учетом квазифискальных расходов на 255 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) - 8% ВВП. Большую часть дефицита в сумме 2,7 трлн рублей предполагается покрыть за счет Резервного фонда, объем которого на 1 марта (до начала использования) составлял 4,87 трлн рублей. Кроме того, объем чистого привлечения на внутреннем рынке запланирован в размере 425 млрд рублей.

Как отметила Т.Нестеренко, бюджетные риски связаны с тем, что инфляция может превысить запланированные 13%, а экономическая активность и объем ВВП могут снизиться больше, чем прогнозируется (2,2%), что приведет к недопоступлению доходов. "Пока первый квартал говорит о том, что риск инфляции снижается", - сказала она. При этом риск недопоступления доходов остается высоким, исходя из размеров задолженности организаций по зарплате, исходя из уровня безработицы и уровня оборотов в различных секторах экономики, сказала Т.Нестеренко.

По ее словам, Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба оценивали объем доходов в 2009 году в целом на 800 млрд рублей меньше, чем заложено в уточненном бюджете. Источник, знакомый с расчетами ФНС, говорил агентству "Интерфакс-АФИ", что налоговые органы ожидают поступления налоговых доходов на 500 млрд рублей меньше, чем прогнозирует Минфин.

Замминистра не исключает, что администраторам доходов может быть свойствен пессимизм в оценке доходов. Она отметила, что Минэкономразвития, напротив, оценивало поступление доходов на 300 млрд рублей больше, чем заложено в бюджете.

"К сожалению, последние годы показывают, что администраторы доходов очень близко подходят к оценке, потому что они действуют на микроуровне, работают с конкретными налогоплательщиками, видят, какая недоимка, какова экономическая ситуация, какие денежные потоки идут", - сказала Т.Нестеренко.

Кроме того, по ее словам, есть риск, связанный с невозможностью привлечь на внутреннем рынке запланированный объем ресурсов. Замминистра пояснила, что, во-первых, такое большое изъятие денег с рынка было бы несвоевременным, а во-вторых, цена привлечения должна быть приемлемой для бюджета.

Стабилизационные механизмы

Минфин заложил в бюджете стабилизационные механизмы на каждый из рисков, сказала Т.Нестеренко.

По ее словам, против инфляционного риска заложен резервный объем расходов, который может быть направлен, в частности, на дополнительную индексацию различных социальных выплат.

Риск недополучения доходов и риск непривлечения в достаточном объеме средств на внутреннем рынке планируется страховать с помощью дополнительного использования Резервного фонда. "Если мы будем в большей мере недополучать доходы, мы сможем больше брать из Резервного фонда", - отметила замминистра.

При этом она подчеркнула, что расходы не могут быть увеличены сверх утвержденных в новом бюджете параметров. "Даже кризис не позволяет выйти за параметры расходов, заложенные в бюджете", - заявила она. Единственная позиция, по которой правительству разрешено превышать расходы сверх бюджетных ассигнований, - это трансферты внебюджетным фондам.

Т.Нестеренко считает очень опасным дополнительное расходование средств Резервного фонда. "Если мы потратим в этом году на 800 млрд рублей больше, это очень опасно, в том числе и для макроэкономических показателей", - сказала замминистра.

Она пояснила, что расходование Резервного фонда связано с эмиссией денег, поэтому дополнительное его использование увеличит инфляционный риск.

Цена сбалансированности

Доходы федерального бюджета в I квартале были на 202 млрд рублей меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а расходы - на 447 млрд рублей больше, сказала Т.Нестеренко. При этом в январе были получены доходы от размещения средств Резервного фонда и ФНБ в сумме 269 млрд рублей. "Если не учитывать эти деньги, то дефицит бюджета на 1 апреля составил бы не 50 млрд рублей, а 321 млрд рублей, это почти 3,9% ВВП", - заметила замминистра.

При этом если бы в I квартале не началось перечисление средств Резервного фонда на бюджетные счета Казначейства (940 млрд рублей на 16 апреля), то кассовый разрыв на 16 апреля составил бы 123,8 млрд рублей. Такой объем средств Резервного фонда уже израсходован. "Мы бы уже остановили исполнение бюджета", - подчеркнула Т.Нестеренко.

"Пока мы в части федерального бюджета не видим сбоев ни по зарплатам, ни по оплате наших обязательств по контрактам", - добавила она. В то же время замминистра признала, что в субъектах РФ ситуация сложнее.

По ее словам, при подготовке нового бюджета на 2009 год Минфин готовил расчеты по дефициту на уровне 5% ВВП и 3,5% ВВП и предлагал более жестко идти на сокращение расходов. Однако даже дефицит на уровне 8% ВВП потребовал сокращения расходов почти на 1,6 трлн рублей, сказала замминистра. При этом удалось сократить расходы только на 900 млрд рублей.

"Не смогли мы сократить расходы до такой степени, чтобы и дефицит был маленький, и могли бы быть реализованы антикризисные мероприятия. Нужно было внутренний спрос чем-то поддерживать", - пояснила Т.Нестеренко.

Это потребовало поиска источников доходов. В частности, в объем бюджетных доходов были "административно-планово" включены неналоговые доходы в сумме 358 млрд рублей, в том числе 160,4 млрд рублей - средства госкорпораций, 77,6 млрд рублей - изъятие субсидий и субвенций, которые были получены субъектами в прошлом году и остались на счетах, 100 млрд рублей - перевод счетов участников внешнеэкономической деятельности на единый счет в казначействе, 20 млрд рублей - доходы от размещения временно свободных бюджетных средств.

"Мы впервые поставили план получения доходов от размещения бюджетных средств", - сказала Т.Нестеренко. По ее словам, в настоящее время на три месяца под 15,1% размещено 105 млрд рублей, из которых в ВТБ - 65 млрд руб., в Альфа-банке - 10 млрд руб., в Россельхозбанке - 30 млрд руб.

"Исходя из задания получить доходы 20 млрд рублей, мы должны были бы разместить 600 млрд рублей в течение 6 месяцев. Это расчетная величина, исходя из процентных ставок", - пояснила замминистра. При этом она подчеркнула, что больших вливаний Минфин не планирует, размещения проводятся в соответствии с рекомендациями ЦБ.

"У нас есть ожидания, что не все расходы будут исполнены - тогда дефицит будет меньше. Но с каждым годом переходящие остатки или неиспользованные ресурсы все меньше", - отметила Т.Нестеренко. По ее словам, поскольку участники бюджетного процесса получили право заключать договоры еще в рамках первого трехлетнего бюджета (2008-2010 годы), то многие из них уже приняли по ним решения.

"Мы полагаем, что серьезных возможностей сэкономить в этом году не будет", - сказала замминистра.

Следующий год будет сложным

Решения, принятые для сбалансированности бюджета в 2009 году, могут осложнить ситуацию в 2010 году, считает Т.Нестеренко.

Помимо того, что не будет разовых доходов от перевода таможенных счетов на единый счет Казначейства, необходимо будет вернуть средства госкорпорациям ЖКХ и "Роснано", Инвестфонду, "Олимпстрою". "В следующем году надо все это восстанавливать, поэтому будет тяжеловато", - отметила замминистра.

По ее словам, объем доходов в 2010 году будет в лучшем случае на уровне 2009 года. Минфин исходит из того, что никаких существенных изменений в налоговом законодательстве в 2010 году не будет и налоговая база останется прежней.

"Резервный фонд будут существенно меньше, возможность сбалансирования бюджета будет на пределе", - полагает Т.Нестеренко. Она напомнила, что в 2009 году 440 млрд рублей из Резервного фонда идут на формирование нефтегазового трансферта, 2,7 трлн рублей предполагается потратить на покрытие дефицита. При этом сохраняются риски дополнительного расходования фонда в случае недопоступления доходов. "Мы можем больше, чем нам хотелось бы. использовать наш резерв, и это может серьезно ухудшить ситуацию для бюджета в 2010 году", - считает она. Кроме того, по словам замминистра, ухудшают ситуацию для федерального бюджета решения, принятые в рамках реформирования пенсионной системы.

Во-первых, бюджет не будет получать единый социальный налог (ЕСН), он заменяется страховыми взносами, которые пойдут непосредственно во внебюджетные фонды. "Во-вторых, мы должны будем продолжать финансировать дефицит Пенсионного фонда в связи с недопоступлением доходов и валоризацией, которая стоит свыше 500 млрд рублей", - сказала Т.Нестеренко. Кроме того, нужно будет найти средства для компенсации доходов Пенсионного фонда, выпадающих в связи с тем, что в 2010 году реформа ЕСН не будет распространяться на налогоплательщиков, которые находятся на упрощенной системе или на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД).

Замминистра не привела оценку дефицита пенсионной системы в 2010 году, сказав, что расчеты еще не завершены. "Если доходы предопределены, если дефицит бюджета не должен превышать 5% ВВП и если мы говорим о приоритете расходов на пенсионную систему, а это уже объявлено и не подлежит обсуждению, то сокращение других расходов в целом может составить от 25 до 30% (по сравнению с запланированными)", - заявила Т.Нестеренко. По ее словам, если какие-то расходы останутся нетронутыми, то другие будут сокращаться больше. В целом расходы бюджета в 2010 году могут остаться на уровне 2009 года, полагает замминистра.

Ранее вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин говорил, что в 2010 году потребуется сокращение расходов минимум на 1 трлн рублей и перераспределение расходов на такую же сумму.

В соответствии с ранее утвержденным законом, доходы федерального бюджета в 2010 году запланированы в сумме 11,7 трлн рублей, расходы - 10,3 трлн рублей. Т.Нестеренко также отметила, что многие участники бюджетного процесса изначально просят денег больше, чем им нужно, опасаясь, что в противном случае в следующем году их ассигнования будут урезаны. Однако после принятия бюджета Минфин начинает получать письма с просьбами разрешить перенос ассигнований на следующий год. "Мотивация участников процесса понятна... Но эффективность расходов желает быть лучше", - заметила замминистра. "Практически все эксперты оценивают неэффективность расходов в бюджетной сфере от 10 до 30%, а на некоторых направлениях и до 35%", - сказала она. "То есть экономить надо на эффективности", - считает Т.Нестеренко.

Перспектива

"Есть вариант, что мы полностью исчерпываем Резервный фонд в 2010 году", - сказала замминистра.

По ее словам, если для финансирования дефицита пенсионной системы будет использоваться ФНБ, то небольшая часть Резервного фонда останется и на 2011 год. "Для меня очевидно, что 2011 год мы не сможем сбалансировать Резервным фондом", - подчеркнула Т.Нестеренко.

Она отметила, что в 2011 году остаток фонда может составить от нуля до 200-300 млрд рублей в зависимости от курса рубля. Дефицит бюджета в 2011 году предполагается снизить до 3% ВВП

По расчетам Минфина, в 2012 году бюджет вряд ли будет профицитным. "В 2012 году планируем дефицит, пока стоит задача - от 1% до 2% ВВП", - сказала Т.Нестеренко.

Она также отметила, что Минфин будет готовить бюджет на 2010-2012 годы, но пока непонятно, будет ли он утверждаться в трехлетнем формате или будет принят бюджет на 2010 год с финансовым планом на 2011-2012 годы. "Если не будет поправок в Бюджетный кодекс, мы обязаны будем внести трехлетний бюджет", - сказала замминистра.

Неоходима бюджетная "перестройка"

Т.Нестеренко отметила, что, по мнению ряда экспертов, мы входим в очень долгую фазу кризиса, который может продлиться не 1-2 года, а 10 и даже 50 лет. Другие эксперты, в частности Минэкономразвития, считают, что экономика в конце года восстановится, сработают встроенные стабилизационные механизмы, в том числе антикризисные.

Однако невозможно предсказать, чей прогноз сбудется, поэтому необходимо провести бюджетную "перестройку". "Очевидно, что мы должны на долгосрочную перспективу пересмотреть свое отношение к бюджету и к расходным обязательствам вообще. Урок кризиса, который показывает, что бюджетная система в целом очень зависима от внешней конъюнктуры, должен привести нас к тому, что мы должны концептуально пересматривать некоторые свои обязательства", - заявила Т.Нестеренко.

По ее мнению, возможно, необходимо будет разрабатывать новые элементы социальной политики, достигать более эффективными способами тех целей, которые ставились при формировании социальной политики. Например, она считает, что бороться с бедностью нужно не путем увеличения выплат всем категориям льготников, а путем оказания адресной помощи именно тем, кто нуждается.

"У нас почти все население входит в какую-нибудь категорию льготников. Или ты северянин, или ты южанин, или ты в горах живешь, или в пустыне, но обязательно какой-нибудь льготник. Каждый при этом получает копейки, а кто-то при этом уже и не нуждается в помощи", - отметила замминистра

"Мы, в основном, деньги раздаем по категориям, а не по тому, нуждается этот человек или нет, а нужно помогать тем, кто в силу сложившейся жизненной ситуации действительно является человеком, которому нужно по бедности помогать. Давно можно было бы бедность побороть, если бы мы боролись с бедностью, а не раздавали бы (всем) понемножку", - считает Т.Нестеренко.

По ее мнению, необходимо будет определить в бюджете те расходы, которые не могут быть сокращены, а все остальные объемы ассигнований довести до министерств в том сокращенном размере, который бюджет может себе позволить. Министерства в рамках своих полномочий должны будут выбрать конкретные направления расходования ресурсов.

Кроме того, Т.Нестеренко считает, что нужно как можно больше полномочий и учреждений социальной сферы отдать в регионы, потому что в регионах реформы идут быстрее. "Это естественно. Невозможно в Москве на федеральном уровне провести реформу от Чукотки до Калининграда", - отметила она.

При этом необходимо передать регионам налоговые доходы. В частности, Т.Нестеренко считает, что можно было бы передать 2% налога на прибыль, которые в настоящее время поступают в федеральный бюджет. В региональные бюджеты поступает 18% этого налога.

Замминистра финансов РФ Антон Силуанов в пятницу высказал журналистам мнение, что при передаче оставшейся части налога на прибыль средства получат в первую очередь регионы, у которых есть налогооблагаемая база. "У нас получится 10-15 регионов в выигрыше, а остальные выиграют несущественно", - сказал он журналистам. При этом сокращение субсидий, которые в настоящее время выделяются регионам на реализацию отдельных полномочий, будет чувствительным для тех субъектов, где налоговая база небольшая.

По его мнению, необходимо передавать налоги, которые имеют равномерное распределение. Возможно, к таким налогам можно было бы отнести налог на недвижимость, который предполагается ввести с 2011 года, полагает А.Силуанов. Т.Нестеренко также отметила, что необходимо строить бюджет, исходя из целей, и переходить к программно-целевому способу финансирования. При этом распорядители бюджетных средств должны получить больше прав в рамках своих расходов. "Нужно меньше детализировать, мельчить бюджет, может быть, больше давать им агрегированные суммы и с конкретными целями", - считает она.