Выступление С. Миронова
Прежде всего, я с большим удовольствием хочу поздравить всех вас с проведением юбилейного ХХ съезда. Это солидная значимая цифра, которая сама по себе говорит о большом проделанном пути и большой работе Ассоциации.
Съезды АРБ по праву получили признание как одно из важнейших событий деловой жизни России. Они стали ключевой площадкой для обсуждения основных направлений развития банковской системы.
Мне особенно приятно отметить богатый, причем, подчеркну, практический и результативный опыт сотрудничества Ассоциации российских банков с Советом Федерации. Наши совместные разработки и предложения по совершенствованию банковского законодательства всегда отличались актуальностью и находились на острие проблем.
Совсем недавно в Совете Федерации прошло заседание Межрегионального банковского совета, в котором представители Ассоциации приняли самое активное участие. Его тема в точности совпала с темой сегодняшнего съезда - "Стратегические вопросы развития банковской системы России в современных условиях". Это еще одно подтверждение того, что мы вместе работаем над важнейшими проблемами и вместе находим их решение на благо нашей страны.
Сегодня перед российской банковской системой стоят очень ответственные задачи. Финансовый кризис, охвативший весь мир, бросил серьезный вызов отечественной экономике. Отрадно, что в целом банковский сектор выдержал удары кризиса. Ведь, как отметил Президент России Д.А. Медведев, "если не работает эта кровеносная система [экономики], то, по сути, останавливается все".
На примере зарубежных развитых стран мы видели крушение гигантских, поистине системообразующих банков и финансовых организаций. Мы видели тот огромный ущерб, который это нанесло экономике, компаниям реального сектора, простым людям. Нам в России удалось не допустить массовых банкротств банков, остановить панику вкладчиков, снизить девальвационные ожидания населения. Сегодня с уверенностью можно сказать, что мы смогли избежать системных сбоев в работе кредитных учреждений.
Это было достигнуто не только благодаря вовремя оказанной масштабной поддержке со стороны государства. Не менее важны были слаженность, взаимопонимание и взаимное доверие государства и участников банковской системы.
Вместе с тем, важно понимать, что хотя мы общими усилиями прошли через самую острую фазу кризиса, но его разрушительный потенциал еще не исчерпан. Кризис еще может преподнести неприятные сюрпризы. И сегодня в нашей работе меры пожарного характера должны смениться системным, стратегическим подходом.
Я считаю, что в той работе, которую ведет Правительство в последние месяцы и планирует вести согласно новой Программе антикризисных мер, совершенно правильно названы главные приоритеты развития нашей страны. На повестке дня стоят такие ключевые задачи, как модернизация экономики, перевод её на инновационные рельсы, решение социальных проблем.
Я также полностью поддерживаю и большую часть конкретных мер, считаю их необходимыми для выхода из кризиса. Но у Правительства и Центрального банка есть ряд таких позиций, по которым у нас имеются принципиальные вопросы. И в первую очередь это касается денежно-кредитной политики, в том числе работы банковской системы.
Казалось бы, сегодня у всех есть понимание того, что «спасательным кругом» для российской экономики должно быть поддержание внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Работающие предприятия - это и решение проблемы занятости, и пополнение государственной казны, а значит, и выполнение социальных обязательств перед населением. Именно внутренний спрос способен стать мотором, который вытащит нашу экономику из кризиса.
Однако целый ряд принимаемых и планируемых мер работает в противоположном направлении. Прежде всего, речь идет о высокой ставке рефинансирования, о сокращении объёма денежной массы, о повышении тарифов естественных монополий.
Сегодня многие предприятия столкнулись с острой нехваткой денежных средств. Ставка рефинансирования у нас и раньше была высокой. А в прошлом году, когда другие развитые страны снизили ставку едва ли не до нуля, в России она выросла до 13%.
В результате на межбанковском рынке кредиты недавно давались под 20 и более процентов. А до реального сектора деньги и сегодня доходят с огромным трудом и под совершенно непомерные проценты. Надо честно признаться самим себе, что ни о каком развитии и модернизации отечественного производства при таких кредитных условиях не может быть и речи.
Вместе с тем политика дорогих денег не мешает ценам расти. То есть практика наглядно опровергает тезис, будто бы инфляция в России носит монетарный характер, вызвана избытком денег в экономике. По данным Центробанка за полгода, с сентября прошлого по март текущего года денежная масса М2 сократилась более чем на 17%. Тем не менее, рост цен продолжается в ускоренном темпе.
Нужно понять и признать, что проблема инфляции в нашей стране связана не с избытком денежной массы. Его просто не существует. Главные причины инфляции - это низкий уровень конкуренции и чрезмерное повышение тарифов естественных монополий. В нашей затратной экономике эти тарифы составляют значительную долю стоимости любого товара или услуги. Поэтому за их повышением неминуемо следует рост цен.
За признанием этого факта, я убежден, должно последовать кардинальное изменение денежно-кредитной политики. Приоритетами должны стать модернизация, повышение конкурентоспособности и эффективности производства, решение социальных проблем. Меры экономии и задачи антиинфляционной политики должны занимать подчиненное положение.
Сегодня в России мы наблюдаем классическую стагфляцию - снижение производства при высокой инфляции. Хорошо известно, что чисто монетарными методами эта болезнь не лечится. Нужна активная политика государства по стимулированию производства.
Какие меры я для этого предлагаю? Первое - это обеспечить доступность кредитов для экономики. Во многих секторах у нас не кризис перепроизводства, а кризис недопроизводства. Широкое кредитование позволит увеличить количество товаров на рынке, а, следовательно, снизить инфляцию. Необходимо постепенно снижать ставку рефинансирования, хотя бы на 1%-2% в месяц. Доступность кредитов - прямой путь к расширению спроса и производства.
Второе. Необходимо восстановить, как минимум, докризисный объём денежной массы, чтобы она соответствовала потребностям экономики.
Третье. Необходимо в корне пересмотреть методы борьбы с инфляцией. Надо совершенствовать антимонопольную политику, менять тарифную политику, а не сокращать объём средств в экономике.
Считаю, что тарифы естественных монополий на ближайший год нужно заморозить. Нашим инфраструктурным гигантам пора задуматься о повышении эффективности и прозрачности своей деятельности. В первую очередь им надо снижать внутренние издержки, а не решать свои проблемы за счёт карманов населения и бизнеса.
Для борьбы с инфляцией это будет гораздо более эффективно, чем удушение кредитной системы и производства высокими процентами.
Четвёртое. В сегодняшней ситуации нужны кардинальные налоговые меры по поддержке производства. В первую очередь, малого бизнеса, который способен стать основным источником рабочих мест в период кризиса.
Я предлагаю сделать налоговую политику селективной. Если, как считает Минфин, в целом возможности снижения налогов исчерпаны, значит, их нужно перераспределить между секторами экономики. И в первую очередь снижать нагрузку на производство по основным налогам - НДС и ЕСН.
Для малого бизнеса следует подумать о введении налоговых каникул на ближайший год.
И пятое, я сторонник реальной социальной ответственности бизнеса. Это должна быть не благотворительность, а серьезные взаимные обязательства. Государство должно обеспечить бизнесу самые выгодные условия для работы, защитить его интересы на внутреннем и внешнем рынке. Но и у бизнеса есть обязательства перед обществом, чьи ресурсы он использует. В том числе и у банков. Это создание в России современной эффективной экономики, рабочих мест, это социальные гарантии.
Наша партия «Справедливая Россия» предложила государству, бизнесу и профсоюзам Хартию социальной солидарности. А вообще, я считаю, эти вопросы необходимо регулировать законом.
Уверен, что в сумме эти меры не только ускорят выход России из кризиса, но и обеспечат быстрый рост экономики нашей страны после кризиса и в количественном, и качественном отношении.
Кризис - это не только время потрясений, но и время больших возможностей. Сейчас нужны решительные, сравнимые с действиями Петра I, меры по модернизации экономики. Хватит ждать у моря погоды и надеяться на очередной рост цен на нефть.
Уверен, что локомотивом модернизации экономики может и должна стать именно банковская система. Обеспечить кредитование инноваций - стратегическая задача банковской системы и государства.
Необходимо добиться, чтобы финансовые потоки потекли в приоритетные отрасли экономики. Для этого нужно обеспечить весомые стимулы, которые сделают самой выгодной именно такую деятельность. Необходимо усилить налоговое и кредитное стимулирование вложений в модернизацию производства, в инновации, в том числе для банков, которые финансируют такую работу.
Просто переждать кризис и вернуться к прежнему положению не получится. Он уже кардинально изменил ситуацию во всех сферах экономики. Либо мы выйдем из него более сильными, с обновленной эффективной структурой экономики, либо станем еще более зависимыми от сырья, будем «толкаться локтями» среди аутсайдеров на сырьевых рынках. Естественно, вторая альтернатива нас совершенно не устраивает.
Россия провозгласила курс на модернизацию. И сейчас важно не только не отступить от него, но и объединить усилия государства и бизнеса, чтобы добиться положительного результата.