Новости и аналитика Новости Международная деятельность Совета Федерации включает разнообразные формы и вектора, отличается широкой географией межпарламентских связей

Международная деятельность Совета Федерации включает разнообразные формы и вектора, отличается широкой географией межпарламентских связей

"За годы становления новой российской государственности Советом Федерации накоплен солидный опыт, и это наш отечественный материал, способный к самосовершенствованию. К тому же он соответствует общемировой тенденции повышения реальной роли парламентаризма, законодательной власти в решении актуальных проблем внутренней и внешней политики современных государств.

Так сложилось, что в оценках работы Совета Федерации и Государственной Думы большее значение имеет первый аспект, связанный с внутренней политикой. Вместе с тем, вторая составляющая действия власти, ориентированная на международную сферу, не менее значима и прагматична. Неслучайно новая Концепция внешней политики России, подписанная Президентом РФ в июле 2008 г., выделяет парламентскую дипломатию в разряд самостоятельной, увязывая ее содержание с дипломатией Российской Федерации. Такой подход логично соответствует объективным факторам и закономерностям эволюции миропорядка в условиях XXI века.

Международная деятельность верхней палаты российского парламента включает разнообразные  формы и вектора, отличается широкой географией межпарламентских связей. Совет Федерации имеет более ста партнеров в Европе, Азии, Латинской Америке, Африке. Среди них - парламенты (сенаты) всех ведущих стран - членов Совбеза ООН, государств "восьмерки", Евросоюза, и международные организации - ПАСЕ, Европарламент, МПА СНГ, ПА ОБСЕ, ПА НАТО, Ассоциация Европейских Сенатов.

Значение и прагматизм этой формы взаимодействия отчетливо проявлялось в ходе и после агрессии Грузии в отношении народа Южной Осетии в августе 2008 г. Нарушения прав человека, отход от принципов миротворчества, продемонстрированные в откровенно жестком виде политическим режимом М. Саакашвили, сопровождались идеологической и информационной диверсией применительно к поведению России как гаранта региональной безопасности. Русофобия в те дни достигла высочайшего накала. Ее отголоски чувствуются до сих пор. Парламентские силы РФ использовали площадку международных структур, чтобы ясно и аргументировано объяснить смысл происшедшего, скоординировать позиции различных стран на основе уважения общих принципов международного права.

 Инициативная роль российского парламентаризма присутствует и при рассмотрении других актуальных проблем (нераспространение ядерного оружия, борьба с международным терроризмом, укрепление мирового экономического и финансового порядка, обеспечение равноправия мужчин и женщин, борьба с инфекционными болезнями, экология и др.). В рамках этой работы сложились специфические формы и инструменты международной деятельности. С организационной точки зрения новшеством стало создание Секции международного сотрудничества и развития Совета по федеральным и региональным программам, возглавляемым Председателем Совета Федерации С.М.Мироновым, открытие Консультативного Совета содействия развитию межпарламентских связей субъектов Российской Федерации  и подкомитета по международному праву и законодательству при Комитете по международным делам. Системный характер приобрели двусторонние парламентские сессии 2008 г., посвященные энергетике, экономике, инновациям, состоянию регулирования банков и фондов (Гаага, Люксембург, Флоренция, Женева). Заметным событием европейской политики стали ежегодные форумы Бельгии и России, связанные с парламентским анализом состояния борьбы с международным терроризмом. Стремясь к достижению универсальной многосторонности, российские парламентарии в рамках МПС, ООН предложили программу повышения эффективности 13 антитеррористических конвенций ООН, Договора о нераспространении ядерного оружия, Статута международного уголовного Суда, Киотского протокола и других важных международно-правовых актов.

Прошедший год стал началом активной внешнеполитической деятельности Президента РФ Д.А. Медведева. По специфическим азимутам пришлось работать МИД страны. Вызовы и угрозы потребовали новеллизации приемов дипломатии как реакции на существующие проблемы мироустройства. Эта работа была усиленно начата. Коррективы придется вносить и в 2009 г. в связи с управленческим стартом администрации Б. Обамы, принятием Евросоветом "Восточной стратегии", критическим зарядом в российско-американских вопросах по стратегической безопасности, усилением ориентации Киева и Тбилиси на НАТО и ЕС.

Особое значение будут иметь последствия мирового финансового кризиса, проблемы обеспечения энергетической и экологической безопасности. Все это требует уже сегодня определения четких приоритетов парламентской дипломатии России на основе идей четырех «и»: императивности соблюдения принципов международного права, интеграционности, институциональности, инновационности политической линии и других фундаментальных начал миропорядка в двадцать первом столетии.

Выполнению этой концепции, программы действий может способствовать организация в Российской Федерации Международного центра современного парламентаризма, который станет практическим инструментом и площадкой для объединения парламентского сообщества в целях достижения мира, сотрудничества и безопасности. Совет Федерации вместе с Государственной Думой РФ, законодательными органами субъектов России готов профессионально работать над решением этой важной многоаспектной задачи. Также, с моей точки зрения, назрела потребность в создании при Федеральном Собрании России Комитета по публичной (парламентской) дипломатии в качестве принципиального механизма повышения международной деятельности Совета Федерации и Государственной Думы".