В декабре Министерство сельского хозяйства должно представить на рассмотрение президента Доктрину продовольственной безопасности России
"Основы обеспечения продовольственной безопасности страны заложены в пятилетней Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. Очередным и важным шагом в достижении намеченного может стать Доктрина продовольственной безопасности. В этом документе важно определить все необходимые параметры развития аграрного сектора, учесть, что принятая Госпрограмма в настоящее время осуществляется в условиях глобального мирового кризиса, что уже нежелательным образом сказывается на ее реализации.
В доктрине поясняется, что следует понимать под термином "продовольственная безопасность": государство должно обеспечить физическую и экономическую доступность к продовольствию в любом месте, в любое время, для любого гражданина. И еще - продовольствие должно быть качественным и безопасным.
Доктрина направлена на то, чтобы минимизировать риски в обеспечении необходимым набором продовольствия внутри страны.
Здравый смысл и государственный подход необходимо распространить вообще на все стороны жизнедеятельности аграрного комплекса. В том числе и в вопросах существенной поддержки этого сектора экономики. Не так как сейчас, когда на нужды сельского хозяйства из расходной части бюджета выделяется меньше 1 процента. Для сравнения: в других странах эта цифра достигает 10 и более процентов. Так в США средний уровень бюджетной поддержки в расчете на 1 рубль произведенной продукции выше нашего в 2,7 раза, в странах ЕС - в 5,4 раза. Заметьте, это при том, что в названных странах биоклиматический потенциал значительно выше отечественного сельского хозяйства. Очевидно: если бы в годы реформирования отрасли село получало достойную помощь, не было бы такого перекоса в импорте продовольствия, не было бы обвального кризиса, значительно лучше в деревне была бы демографическая и кадровая ситуация.
Безусловно, в последние годы в аграрной сфере удалось переломить ситуацию к лучшему и добиться заметного увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Но эти позитивные сдвиги ни в коей мере не должны нас убаюкивать, поскольку в отрасли еще не преодолены многие опасные тенденции. К ним можно отнести, прежде всего, низкую техническую оснащенность, диспаритет цен в межотраслевом обмене, убыточность многих предприятий, крайне низкую оплату труда и исторически недостаточно развитую социальную инфраструктуру.
Но есть и другой аспект - социальный. Какие бы масштабные мероприятия ни проводились, какие бы правильные законы ни принимались для подъема сельскохозяйственного производства, ни в коем случае нельзя забывать о социальном переустройстве сельской жизни. Требуется системный подход и в осуществлении мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита кадров. А значит, должны быть приняты соответствующие законы. Если мы сейчас не обеспечим жильем молодых специалистов, не будем строить школы, детские сады и больницы, развивать сеть автомобильных дорог и обслуживающих пунктов, не осуществим в этих вопросах, я бы сказал, революционный прорыв, то потом хоть золотом осыпь деревню, там просто некому будет работать", - сказал председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Г. Горбунов.