В. Густов: "Форум должен оставаться одним из наиболее эффективных средств реализации политики наших государств"
"Форум проходит в третий раз, и настала пора подвести краткие итоги, чтобы посмотреть в будущее, проанализировать все необходимые предпосылки для успешного двустороннего сотрудничества", - начал свое выступление В. Густов. Он отметил, что наработана неплохая законодательная база для совместной практической работы, подписан ряд важных документов на прошлых форумах - соглашения, меморандумы, рекомендации. В них заложен колоссальный потенциал межпарламентского взаимодействия по обеспечению межрегионального сотрудничества России и Таджикистана.
В. Густов отметил, что верными ориентирами для углубления сотрудничества послужат итоговые документы состоявшегося недавно в Бишкеке саммита глав государств СНГ. Особое внимание уделялось межрегиональному и приграничному сотрудничеству. "На нем обсуждались перспективы дальнейшего развития Содружества на период до 2020 года, вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, противодействия незаконной миграции, информационной безопасности, мирового финансового кризиса - все те проблемы, с которыми приходится сталкиваться нашим странам", - подчеркнул В. Густов.
"Возможностей для развития отношений у нас более чем достаточно. На сегодня Россия и Таджикистан подписал около 180 различных двусторонних договоров, соглашений и других документов, регулирующих различные направления сотрудничества. Только в рамках СНГ Россия и Таджикистан подписали примерно по 1 500 международных документов, охватывающих все сферы сотрудничества, не оставляя без внимания военно-техническое сотрудничества", - констатировал В. Густов.
"Россия искренне стремится к тому, чтобы российско-таджикские отношения вышли на новый более масштабный уровень. На это нацеливает и общность нашей истории, и складывающаяся в мире экономическая ситуация", - сказал сенатор. Он обратил внимание на характер и уровень развития торгово-экономических отношений России и Таджикистана. "В январе-августе 2008 года объем товарооборота вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 46%, составив 540 млн. долларов. И такой рост наблюдается на протяжении двух последних лет: в 2007 году - на 153%, в 2006 - на 150%. Наметилась хорошая тенденция по росту российских инвестиций в экономику Таджикистана, за полгода общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций в Таджикистане составила 1,4 млрд. долларов, из которых почти половина (660 млн. долларов) составляет инвестиционный пакет российских компаний", - привел Густов данные статистики.
Российские инвестиции направляются не только в гидроэнергетический комплекс республики, но и в другие отрасли, заметил В. Густов, - "в разведку и освоение месторождений полезных ископаемых, в строительство, в рынок сотовой связи и другие сферы". В качестве примера он привел проектирование и строительство жилого комплекса "Пойтахт-80" в городе Душанбе стоимостью 41 млн. долларов, которое осуществляется по программе правительства города Москвы. С участием российских инвестиций в Душанбе ведется также строительство пятизвездочной гостиницы "Хайят" и бизнес-центра, общей стоимостью 14 млн. долларов. В соответствие с утвержденной Правительством Таджикистана Программой развития Республики Таджикистан на период до 2015 года одна из основных стратегических задач на ближайшую перспективу - это завершение строительства Сангтудинской ГЭС. Только в текущем году, как рассказал В. Густов, в рамках работа по ее строительству должно вступить в действие все четыре агрегата этой электростанции суммарной мощностью 670 Мвт. Общая стоимость строительства на начало этого года должна составить 720 млн. долларов. В этом году в федеральном бюджете на завершение строительства Сангутдинской ГЭС-1 предусмотрено 5 млрд. рублей (примерно 180 млн. долларов). В январе с.г. состоялся пуск в промышленную эксплуатацию первого гидроагрегата, в июле был пущен второй, имеется договоренность до конца года пустить с действие 3 и 4 агрегаты.
Однако, по словам Густова, у нас достаточно "точек роста", возможностей для продвижения российского бизнеса в экономику Таджикистана. Далее он привел конкретный пример - готовность российских бизнесменов вкладывать средства в добычу и разработку полезных ископаемых в Таджикистане, в частности в освоении серебра на месторождении "Большой Канимансур" в Согдийской области. Речь идет о ГМК "Норильский никель". А разработку золоторудного месторождения "Чоре" изъявляет готовность вести МГНК "Союзнефтгаз". Предложения внесены, но окончательное решение таджикской стороной пока затягивается, подчеркнул В. Густов.
Сенатор выразил уверенность в том, что российско-таджикские отношения будут развиваться в деловом конструктивном ключе. В межрегиональном сотрудничестве уже участвуют 70 субъектов Федерации, заключено свыше 20 соглашений и протоколов о развитии торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Наиболее активно развивают отношения с Таджикистаном Санкт-Петербург, Москва, Алтайский и Красноярский край, Оренбургская, Ивановская, Челябинская и Свердловская области, Башкортостан. Доля этих регионов, по информации Густова, составила в 2007 году почти 62% в общем объеме сотрудничества.
В России в январе прошлого года был принят ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Этот закон направлен на либерализацию процесса учета иностранных граждан и совершенствование контроля за их въездом и пребыванием на территории России, подчеркнул В. Густов. Принят и ряд других законов, повышающих ответственность работодателей, использующих труд иностранных граждан. Затрагивая тему трудовой миграции, нельзя не сказать о наших перспективных разработках. Прежде всего, заметил глава Комитета СФ, это вопросы борьбы с коррупцией и упорядочения процедуры административного выдворения и депортации иностранных граждан, подготовки и заключения соглашения о реадмиссии в целях создания правового механизма возврата иностранных граждан, незаконно находящихся на территории других стран, обеспечения их прав и свобод, деятельности частных агентств по поиску и подбору работников их числа иностранных граждан.
Создание эффективного механизма регулирования процессов трудовой миграции, по мнению Густова, позволит российской стороне привлечь в свою экономику необходимые ей трудовые ресурсы, а таджикской - обеспечить защиту прав и свобод своих граждан на территории России. В. Густов привел ряд цифр. По приведенным им данным, если в 2005 году численность законно работающих в России граждан Таджикистана составила более 466 тысяч, то уже только за первое полугодие 2008 года в Россию их въехало почти 532 тысяч.
В заключение своего выступления председатель Комитета СФ сказал, что форум должен и впредь оставаться одним из наиболее эффективных средств реализации политики наших государств в сфере межпарламентского сотрудничества, действенным механизмом решения поставленных перед нами задач, трибуной для поддержания партнерских отношений в деловой конструктивней атмосфере.