Интервью П. Казакевича информационному агентству ”РИА Новости”
Снижение объемов резервного фонда и фонда национального благосостояния (приемники стабфонда) объясняется укреплением рубля и ростом процентных ставок на мировых финансовых рынках. О том, какие предпримет Минфин дальнейшие шаги по управлению национальным богатством, в интервью РИА Новости рассказал замдиректора департамента международных финансовых отношений государственного долга и государственных финансовых активов Минфина РФ Петр Казакевич.
- Петр Александрович, в мае вопреки обычного объемы активов Фонда национального благосостояния и Резервного фонда сократились, если учитывать пересчет на рубли. Чем это вызвано?
- Прежде всего, с марта этого года мы столкнулись с тем, что цены долговых обязательств, входящих в состав индексов для расчета дохода по нашим фондам, снижались. Если помните, прошлый год по финансовым результатам для нас был весьма удачен благодаря росту цен на эти инструменты из-за повышенного спроса на них в условиях кризиса и снижения процентных ставок. Мы тогда говорили, что, да, мы очень хорошо заработали, но совсем необязательно, что ситуация повторится и в следующем году. И действительно, ставки начали расти и цены облигаций стали снижаться. На это наложилось укрепление рубля, которое в этом году шло более высокими темпами, чем в прошлом. То есть в принципе, скромные результаты управления - отчасти плата за сверххороший результат в прошлом году.
- Может ли эта ситуация повториться по итогам июня?
- Не готов однозначно сделать прогноз, но есть надежда на стабилизацию. Процентные ставки сильно выросли, и какая-то коррекция в сторону их понижения может произойти.
- Насколько корректно оценивать деятельность фондов по результатам одного-двух месяцев?
- Рановато делать такие оценки. Думаю, о финансовых результатах управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния стоит говорить по итогам года. Действительно, пока результаты управления фондами, может, не самые лучшие, если сравнивать с прошлогодними результатами управления стабфондом. Но если сравнивать с другими суверенными фондами благосостояния, которые вкладываются в более рисковые активы, чем мы, то их результаты выглядят заметно скромнее наших.
- Каков Ваш прогноз по размещению средств фондов в нынешнем году?
- Могу назвать наш прогноз по итогам года: 63 миллиарда рублей по Резервному фонду и 16 миллиардов по Фонду национального благосостояния. Но сразу оговорюсь, что по результатам полугодия, мы будем, скорее всего, корректировать эти цифры в сторону понижения.
- Минфин ориентируется на мировую практику. И на сколько же наши подходы к управлению себя оправдали в условиях падающего рынка и высокой волатильности?
- Можно без преувеличения говорить о широком разнообразии подходов стран, имеющих суверенные фонды благосостояния, к управлению их средствами. Однако общим является то, что инвестиционная стратегия фондов во многом зависит от длительности существования фонда и накопленного им опыта управления. Как правило, суверенные фонды начинают инвестировать в более сложные и рискованные инструменты постепенно. Сначала они используют более простые и консервативные инструменты, как государственные облигации, потом добавляют корпоративные облигации, затем - акции, недвижимость, другие альтернативные активы и так далее. Безусловно, более диверсифицированные фонды, чем наши, когда рынок спокоен, имеют более высокую доходность. А в обратной ситуации - когда рынки лихорадит, консервативные фонды, как наш, зарабатывают больше. Китайцы сразу начали с крупных покупок и сейчас, результаты управления у них не очень хорошие - например, они потеряли не менее половины своих инвестиций в 10 %-ю долю в капитале американского инвестбанка Blackstone, то есть не менее 1,5 миллиардов долларов, что достаточно чувствительно.
- Более чем...
- Да, такие потери наносят заметный ущерб репутации фонда и тех, кто им управляет. Вполне возможно, что эти инвестиции лет через пятнадцать себя оправдают, но сейчас...Это не то, с чего, на мой взгляд, нам стоит начинать. Риск должен быть оправданным. Мы понимаем необходимость диверсификации активов фондов в пользу более доходных инструментов, и уже работаем над этим. Правительство поручило нам к 1 октября разработать порядок вложения средств фондов в акции и корпоративные облигации для повышения эффективности управления.
- То есть, Минфин уже готов вкладываться в акции?
- Когда говорят, мол, давайте вкладывать средства нацфондов в акции, многие думают только о доходности, а о риске забывают. А ведь прежде всего надо решить, готовы ли мы потерять какую-то часть денег? Готовы ли мы к такому риску? Помните, все так переживали и волновались из-за вложений, довольно незначительных, в облигации Fannie May и Freddie Mac. А ведь это облигации, которые в условиях кризиса выросли в цене, а не акции - которые в цене как раз потеряли. А представьте, какие будут колебания доходов, когда мы начнем работать с акциями. Многие, кто призывают вкладываться в акции, психологически не готовы к тому, что от вложений в них может быть и убыток. И убыток - большой. Инвестирование средств в акции позволит обеспечить высокую доходность только на долгосрочном временном горизонте, в краткосрочном периоде такие вложения крайне рискованны.
- В какой же пропорции будут инвестированы средства Фонда национального благосостояния в акции?
- Мы сейчас готовим предложения по этим пропорциям. Но в любом случае, какие бы они не были, разумно заполнять квоты по отдельным видам новых для нас активов постепенно. Например, если максимальная доля акций будет установлена в размере 30 % от общего объема средств, первоначально стоит начать с 5-10 %. Так все фонды и действуют. В норвежском фонде, например, раньше была пропорция: 40 % - акций, 60 % - облигаций. Теперь у них обратные пропорции. Но переход к новому распределению активов происходит постепенно, за счет инвестирования новых поступлений в фонд, без ликвидации сформированных позиций. Поэтому в настоящее время у них пока около 48-50% в акциях, остальное в облигациях. Такой подход позволяет избежать финансовых потерь от перераспределения долей активов.
- А если говорить о пропорции вложений в акции зарубежных и российских компаний?
- Бюджетный кодекс не исключает такой возможности - вкладывать средства Фонда национального благосостояния в российские акции и корпоративные облигации. Есть поручение президента Минфину проработать этот вопрос. Позиция Минфина на этот счет известна и у меня нет информации, что она поменялась: в перспективе возможно вложение в российские инструменты, скажем, 5 - 10 % от общего объема фонда, но вряд ли в ближайшем будущем. Целесообразность таких инвестиций еще требует дополнительного изучения.
- А как избежать инфляционных рисков в случае притока средств фонда на внутренний рынок?
- В настоящее время - никак. Инвестиции средств фонда на внутреннем рынке безусловно вызовут дополнительное инфляционное давление, чего как раз следовало бы избежать. Если мы рассматриваем в качестве объекта инвестиций Фонда нацблагосостояния российский фондовый рынок, надо просчитывать последствия таких инвестиций, чтобы они не привели к негативным последствиям: росту инфляции, доминированию государства на финансовом рынке и так далее.
- Может ли Минфин направлять больше денег для приобретения государственных и корпоративных ценных бумаг? Требуются ли для этого поправки в законодательство?
- Для этого, прежде всего, требуется выпустить постановление правительства и несколько приказов Минфина. Однако реализовать на практике положения этих нормативных актов, приступить к операциям с корпоративными ценными бумагами гораздо сложнее. Сказать, что это может быть при желании хоть завтра - не могу. Возможности министерства финансов РФ по управлению государственными активами ограничены. Тут нужна структура, о которой говорил президент - специальное агентство, которое управляло бы средствами Фонда национального благосостояния.
- Планируются ли какие-то изменения в размещении средств для защиты активов фондов от колебаний курса доллара? Будет ли расширяться состав валютной корзины?
- Если посмотреть на валютную структуру, она достаточно сбалансирована. Мы изначально установили: 45 % средств вкладывается в доллары, 45 % - в евро и 10 % - в фунты стерлингов. Таким образом, у нас вложения в активы, номинированные в евро и фунтах стерлингов, составляют больше, чем в активы, номинированные в доллары США. Многие фонды только движутся к этому, а мы определили такую структуру изначально. Мы не отказываемся от расширения валютной структуры, но это процесс не быстрый. В дальнейшем возможны вложения в японскую йену, другие валюты. Однако расширением валютной структуры мы можем защитить вложения от резких колебаний из-за изменения курса доллара по отношению к другим валютам. А вот от укрепления рубля, боюсь, нам будет сложно защититься таким образом. Для повышения же доходности мы, как я уже сказал, прорабатываем механизм вложения средств в акции и корпоративные облигации, паи инвестиционных фондов.
- Будут ли средства нацфондов вкладываться, например, в золото и драгоценности?
- В драгоценности - вряд ли. А в золото - почему бы и нет. Это интересный вопрос, заслуживает обсуждения, но с драгметаллами надо быть очень осторожными, поскольку этот рынок уже очень сильно вырос.
- Вы уже упомянули про создание специальной структуры по управлению средствами фонда национального благосостояния. А какие варианты обсуждаются - что за структура, какая организационно-правовая форма?..
- Могу сказать, что эта структура вряд ли будет еще одним органом исполнительной власти - иначе нет смысла ее создавать. Называя данную структуру агентством, мы не имеем в виду орган власти. Возможно, это будет госкорпорация, а, может быть, акционерное общество со 100%-ным государственным участием. Обсуждаются и иные организационно-правовые формы, но пока две, которые я вам назвал, представляются более привлекательными.
- А что может стать базой для такой структуры?
- Скорее всего, она будет создаваться с нуля.
- Когда может быть создана такая структура?
- С момента принятия решения, очевидно, пройдет какое-то время - на набор персонала, подбор помещения, закупку техники и так далее. Если говорить о начале реальной работы, то есть, когда агентство осуществит первые инвестиции, то, видимо, не ранее конца этого года. Идея создания этого агентства - вывести из Минфина функции управления активами, чтобы этим занимались не чиновники, а профессионалы рынка. Для успешной реализации инвестиционной стратегии фонда необходимо иметь возможность привлекать за адекватное вознаграждение - в том числе, зависящее от результатов управления- специалистов мирового уровня и использовать передовую инфраструктуру на основе современных средств связи и компьютерных технологий. Мировой опыт свидетельствует об успешном функционировании структур такого рода в ряде стран: Инвестиционного управления Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах, Государственной инвестиционной корпорации в Сингапуре, Корпорации Постоянного фонда штата Аляска в США и так далее. Уверен, что деятельность аналогичной структуры в России будет способствовать развитию отечественной отрасли управления активами институциональных инвесторов, применению новейших технологий и лучшей мировой практики в данной области.
- Предложение по созданию структуры по управлению средствами Фонда национального благосостояния будет вносить Минфин?
- Да, но по согласованию со всеми заинтересованными министерствами и Банком России.
- Такая структура будет управлять только фондом национального благосостояния?
- Если говорить теоретически, то в будущем на нее могут быть возложены и другие функции, ведь кроме фондов нефтегазовых доходов у государства есть и другие финансовые активы. Сейчас главное определиться с инвестициями Фонда национального благосостояния, агентство должно показать себя в деле, а потом уже можно говорить о чем-то другом.
- А дальше эта структура может получить в управление, скажем, временно свободные средства федерального бюджета и золотовалютные резервы?
- Ну, конечно, насчет второго далеко не уверен, по-моему, Банк России вполне справляется с этой задачей. А вот то, что новая структура будет управлять и временно свободными бюджетными средствами, - вполне возможно. Хочу еще раз обратить внимание, что пока Минфин готовит предложения по созданию структуры только для управления Фондом нацблагосостояния. Эти предложения будут готовы в сентябре.
(По материалам пресс-службы Минфина РФ)