Завершилась Международная конференция "Эффективное местное самоуправление – основа демократического государства. 10 лет ратификации Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления"
Конференция завершилась принятием Декларации.
В документе, в частности, отмечается, что, ратифицировав Европейскую хартию местного самоуправления без оговорок, Россия взяла на себя обязательства в полной мере соблюдать ее положения и следовать общеевропейским демократическим принципам местного самоуправления.
Участники конференции подчеркнули важное значение Европейской хартии местного самоуправления для развития местной демократии в стране. Они отметили, что за десятилетний период наша страна значительно продвинулась по пути реформирования местного самоуправления, важным этапом которого стало принятие в 2003 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (Федеральный закон №131-ФЗ) и целого ряда других законодательных актов. Они констатировали, что 131-й закон в целом создал основы для приближения местной власти к населению, более четкого и сбалансированного разграничения полномочий между уровнями публичной власти на основе принципа субсидиарности, закрепив при этом различные виды полномочий за каждым видом муниципальных образований. Участники дискуссии приветствовали плодотворное сотрудничество с Советом Европы, Конгрессом местных и региональных властей и Дирекцией по сотрудничеству в области местной и региональной демократии, которое развивалось в ходе реформы российского местного самоуправлении, особенно в ходе подготовки проекта закона № 131-ФЗ.
Участники конференции убеждены, что развитие и укрепление прочных правовых и институциональных основ местного самоуправления, создание реальных возможностей для его функционирования - важные составные элементы правового демократического государства, гарантирующие эффективное местное самоуправление. В этой связи представляется чрезвычайно важным всемерно развивать самостоятельность института местного самоуправления, его роли в развитии демократических начал и управлении обществом в рамках общегосударственной политики.С учетом этого возрастающее значение приобретают вопросы финансового обеспечения муниципальной реформы.
По мнению участников конференции, настоятельно необходимо дополнить положения рамочных законов поправками к Налоговому и Бюджетному кодексам, для того чтобы местное самоуправление было обеспечено необходимыми финансовыми средствами для реализации полномочий, закрепленных федеральным законодательством. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов должно быть минимальным, а дотации стать стимулом к их развитию.
Как отмечается в Декларации, существенным ресурсом решения вопросов местного значения выступает муниципальное имущество, основы разграничения которого сформулированы в одной из статей 131-го Федерального закона. Она содержит закрытый перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Этот список может быть изменен лишь путем внесения изменений в перечень вопросов местного значения.
Признавая особый характер муниципальной собственности и его зависимость от компетенции муниципальных образований, следует иметь в виду, что такой подход по существу лишает муниципальные образования важных инструментов для решения вопросов своего социально-экономического развития, сокращая и без того скудные источники доходов местного бюджета. Это становится особенно очевидно там, где закон не предусматривает муниципального имущества для решения целого ряда весьма затратных вопросов местного значения, как, например, участие в профилактике терроризма и экстремизма, ликвидация последствий этих явлений, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и т.п.
Участники конференции подчеркивают, что надлежащая правовая и нормативная база сама по себе еще недостаточна, чтобы обеспечить способность органов местного самоуправления эффективно осуществлять компетенцию, которой они наделены. Местные власти должны иметь возможность привлекать преданных делу выборных представителей и компетентные кадры, обучать их для того, чтобы предоставлять качественные общественные услуги. Над решением этой сложной задачи должны вместе работать федеральные, региональные и местные органы власти и их ассоциации.