7 апреля в Светлогорске (Калининградская область) состоялся круглый стол "Повышение качества прогнозирования и эффективности администрирования ненефтегазовых доходов в РФ"
Сенаторы, представители правительства и регионов страны коснулись вопросов совершенствования федеральной и региональной бюджетных систем в условиях роста доходов от экспорта энергоресурсов.
Применение налоговых рычагов для стимулирования производства в регионах - мера актуальная, с этим согласились все участники дискуссии, однако, ее реализация на практике сталкивается с целым рядом препятствий. Это возможность прогнозирования налоговых поступлений как от различных источников, так и по разным видам налогов. В выступлениях отмечалось, что ошибки при составлении перспективного бюджета по некоторым источникам достигали 78%, что само по себе ставит под вопрос возможность эффективного планирования налоговых поступлений. Причины - и недостатки в администрировании налогов, и отставание налогового законодательства от реальностей быстро развивающейся экономики.
С. Штогрин, заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, привел доводы в пользу замены НДС налогом с продаж. Удельный вес налоговых вычетов в НДС превышает 88%, что снижает его эффективность как финансового инструмента. В то же время, по мнению депутата, замена его налогом с продаж в размере 8%, 3 из которых были бы переданы в местный бюджет, способствовала бы не только стимулированию производства на местах, но и создала бы реальную налоговую базу в муниципальных образованиях, где нет заводов и нефтяных скважин, но всегда имеются магазины и кафе.
Сенатор Н. Тулаев предложил не вычеркивать нефтегазовую отрасль из общей экономической системы.
Масса нареканий со стороны представителей регионов прозвучала в отношении существующей практики введения федеральным центром льгот по местным налогам. Серьезным вопросом при формировании областных бюджетов становится и освобождение от налогов федеральных объектов.
Губернатор Калининградской области Г. Боос отметил, что упорядочение налоговой системы создает равные условия для всех участников экономической деятельности и стимулирует их инициативу. Вынужденные же потери регионального бюджета должны компенсироваться из бюджета федерального. В этом вопросе, по мнению губернатора, практика межбюджетных отношений, существующая в Калининградской особой экономической зоне, могла бы быть взята на вооружение и в других регионах страны.
Результатом дискуссии стали рекомендации по оптимизации прогнозирования и администрирования налогов, не связанных с нефтегазовым комплексом. Подводя итоги обсуждения, Е. Бушмин особо подчеркнул необходимость приблизить практику реализации налоговой политики к нуждам каждого конкретного человека, потому, что повышения качества жизни граждан России и есть самый важный критерий эффективности экономики и управления в стране.