Новости и аналитика Интервью Состояние государственной региональной политики в Российской Федерации и ее правовое регулирование

Состояние государственной региональной политики в Российской Федерации и ее правовое регулирование

 

Интернет-интервью
Председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике
Алтынбаева Рафгата Закиевича

27 ноября 2007 г. в 12:00 состоялось интернет-интервью Председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Алтынбаева Рафгата Закиевича.

Тема интервью: "Состояние государственной региональной политики в Российской Федерации и ее правовое регулирование".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущая интернет-интервью Карпунина Наталия Ивановна (компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя Председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Алтынбаева Рафгата Закиевича.

Тема сегодняшнего интервью: "Состояние государственной региональной политики в Российской Федерации и ее правовое регулирование".

Российская Федерация находится на одном из самых ответственных этапов своего исторического развития, когда необходимо окончательно преодолеть последствия экономического кризиса, завершить экономическую, административную и муниципальную реформы, провести необходимые, но остро воспринимаемые населением реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Эффективность же проводимой государственной политики в сфере федеративных отношений и региональной политики заключена в максимальной консолидации общества, в согласованности действий всех звеньев управленческой вертикали, в использовании потенциала федерализма.

Федеративное устройство, положенное в основу государственно-территориального устройства страны, предполагает гибкое сочетание двух уровней государственной власти, что должно способствовать гармоничному развитию каждого региона в отдельности и всей федерации в целом.

Федеративный характер системы государственного устройства Российской Федерации, а также тенденции укрепления государственности и совершенствования федеративных отношений требуют нового, более четкого и сбалансированного подхода к определению предмета государственной региональной политики, формированию законодательных основ для ее целенаправленного осуществления.

Региональная политика как предмет деятельности органов публичной власти разных уровней не находит в настоящий момент своего полноценного нормативного и правового обеспечения.

С момента принятия Указа Президента Российской Федерации от 03.06.1996 года N 803 "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" в стране произошли существенные преобразования. Были реализованы реформы по разграничению полномочий, внесены коррективы в сферу межбюджетных, имущественных, земельных, налоговых отношений. Положено начало региональной политики от выживания и преодоления дезинтеграции страны на поступательное развитие регионов, создание сбалансированной системы взаимоотношений всех уровней власти.

В складывающихся условиях остро проявляется потребность в обновлении правового поля современной региональной политики, законодательном урегулировании ее базовых основ. Законодательство должно создавать условия, чтобы ресурсный и хозяйственный потенциал каждого региона был использован для целей социально-экономического роста, обеспечения достойного уровня и качества жизни граждан.

Созданные в Российской Федерации механизмы регионального развития, в том числе перераспределение полномочий, инструменты межбюджетного выравнивания, долгосрочные целевые программы в отсутствие единого правового поля осуществляются разрозненно и не в полной мере решают стоящие перед ними задачи, не стимулируют регионы к использованию собственного потенциала в целях социально-экономического развития, повышения благосостояния населения территорий и в целом страны.

Эти и иные актуальные общественно политические вопросы планируется обсудить в ходе интернет-интервью председателя Комитета СФ Р.З.Алтынбаева.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущая: Рафгат Закиевич, Расскажите о об основных направлениях деятельности Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по региональной политике?

Алтынбаев Р.З.: Для федеративного государства, каким является Россия, деятельность Комитета по региональной политике имеет немаловажное значение. Мы участвуем в законодательном регулировании отношений Центра и регионов, что оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности нашего государства и всего многонационального общества. Отсюда следуют и задачи, которые стоят перед Комитетом. В предыдущие годы они, главным образом, диктовались необходимостью приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным, разграничением полномочий между уровнями публичной власти и сохранением межнационального мира. Сегодня мы готовимся перевернуть эту страницу и перейти на новый этап, связанный с совершенствованием региональной политики. Основное, чем мы руководствуемся при построении планов и определении приоритетов законотворческой работы, это выполнение задач, поставленных Президентом страны в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.

Ведущая: Каким образом, на Ваш взгляд, должна строиться государственная политика, чтобы добиться наиболее активного процесса развития субъектов?

Алтынбаев Р.З.: Первое и самое главное, на мой взгляд, - это постепенный отказ от политики перераспределения сырьевых доходов между дотационными регионами. Предшествующая десятилетняя практика убедительно доказала, что дотации не стимулируют регионы к развитию за счет использования именно собственных ресурсов. Второе - поставить на иной уровень рассмотрение в Совете Федерации законопроектов, попадающих под действие 106 статьи Конституции РФ, то есть в сфере налогов и федерального бюджета. В последнее время Минфин фактически единолично сосредоточил в своих руках формирование трансфертной политики. Решения по 11-ому разделу Федерального бюджета не редко в Белом доме принимались без оглядки на объективное положение дел в субъектах Российской Федерации. Нам нужно более настойчиво учитывать региональный аспект поступающих из Государственной Думы законопроектов. Нужно готовить поправки в Регламент Совета Федерации по обеспечению полноценного участия регионов в федеральном законодательном процессе.

Ведущая: Какими Вы видите перспективы развития межбюджетных отношений между центром и субъектами?

Алтынбаев Р.З.: Очень актуальный вопрос. Спасибо. Я сторонник планомерного перехода на абсолютно иной уровень - от помощи к инвестициям. Если мы хотим достичь каких-либо результатов, то объем налоговых поступлений, заработанных на территориях, должен оставаться в необходимых размерах на поддержку развития регионов там, где такая возможность есть. Необходимо создать все условия, которые позволят субъектам формировать собственную доходную базу, которая бы и обеспечивала их дальнейшее развитие. Что касается поддержки дотационных регионов, то она должна увеличиваться соразмерно росту бюджета, что непосредственным образом будет способствовать их планомерному развитию. В сухом остатке мы получаем принципиально измененную структуру межбюджетных отношений и методику распределения трансфертов.

Ведущая: Сейчас активно обсуждается процесс объединения субъектов РФ Каковы механизмы и дальнейшие перспективы этого процесса?

Алтынбаев Р.З.: Социально-экономическое развитие России напрямую связано с ее административно-территориальным устройством. Наличие столь большого количества регионов, а также сложносоставных регионов значительно затрудняет проведение реформ в области разграничения полномочий, административной и муниципальной сферах, что самым прямым образом сказывается на простых гражданах. Вопрос реформирования административного устройства страны доставшегося в наследство от РСФСР стоял всегда. Однако условия для таких преобразований были созданы только в начале нового столетия, когда был принят закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Сегодня уже 11 субъектов вовлечены в объединительный процесс. Принято 5 федеральных конституционных законов об образовании Красноярского, Пермского, Камчатского краев, новой Иркутской области и совсем недавно Забайкальского края. Образованы три новых субъекта (Пермский край, Красноярский край, Камчатский край). Главное, на что следует обратить внимание, что впервые за долгое время, сами граждане принимают участие в преобразовании государственного устройства. Только после референдумов, на которых принимаются положительные решения, стартует объединительный процесс. И судя по активности граждан, думаю, в ближайшей перспективе нас ожидает еще не одно такое укрупнение. Хотелось бы отметить, что конечная цель укрупнения регионов - это, безусловно, повышение качества жизни граждан и Советом Федерации осуществляются все необходимые практические шаги для того, чтобы цели объединения были достигнуты.

Ведущая: Рафгат Закиевич, сейчас бурную полемику вызывает реализация национальных проектов, особенно нацпроект "Доступное жильё".Что Вы можете сказать по этому поводу?

Алтынбаев Р.З.: Реализовать национальные проекты только усилиями федеральных властей не возможно. Достичь поставленных целей возможно только скоординировав работу всех уровней власти, так как только власти субъектов Российской Федерации могут определить существующие в регионе "уязвимые места" и, зная всю ситуацию, найти наиболее оптимальные пути решения этих проблем. В свою очередь федеральные власти устанавливают правила повидения, единые для всей России, оказывают методологическую и консультативную помощь, а так же поддерживают ресурсами местные власти. Абсолютно точно обозначил проблему Президент России В.В. Путин, сказав, что проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" это один из наиболее трудно реализуемых проектов. Проект, как видно из названия, направлен на достижение двух целей: обеспечение доступности жилья для граждан и повышение его комфортности. Доступность жилья должна быть обеспечена за счет резкого увеличения объемов строительства и развития ипотеки. У субъектов Российской Федерации существует положительный опыт. Так, у нас в регионе активно работает Рязанская ипотечная корпорация, учрежденная правительством области. За прошлый год жителями области на покупку жилья были взяты кредиты на сумму боле 1 млрд. рублей, что, на мой взгляд, является показателем доверия людей к ипотеке. Увеличивается и количество вводимого в строй жилья. В этом году в области планируется ввести около полумиллиона квадратных метров. Другим, не менее важным направлением реализации национального проекта является обеспечение комфортности жилья путем модернизации жилищно-коммунального комплекса. На последнем заседании весенней сессии Советом Федерации одобрен Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Целью создания данного фонда является оказание финансовой поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, связанных с проведением капитального ремонта ветхого жилья и переселением граждан из аварийного жилья. На эти цели будет направлено 95 млрд. рублей - на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и 145 млрд. рублей - на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Обязательным условием оказания финансовой поддержки из средств фонда является наличие в субъектах Российской Федерации собственных программ решению проблемы ветхого и аварийного жилья. Говоря о проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", следует обращать внимание не только на строительство новых домов, но и обо всех сопутствующих инженерных системах. О результатах этого проекта можно будет говорить только через несколько лет, так как строительство новых жилых площадей и реконструкция коммунальной инфраструктуры требует нескольких лет. Необходимо отметить, что при реализации этого проекта как никогда высока роль местных властей. Именно на их плечи ложится основной груз проблем: от подготовки градостроительных планов до обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой.

Ведущая: Завершается 2007 год. А с ним и достаточно важный период в политической жизни страны. Что удалось сделать? Чего удалось достичь? Подведите итоги и, если можно, расскажите о планах Комитета на следующий год.

Алтынбаев Р.З.: Комитет принимал и всегда принимает самое активное участие в законотворческом процессе - от разработки до утверждения наиболее актуальных для регионов Российской Федерации законов, в частности, я здесь имею ввиду следующие нормативные акты: "О федеральном бюджете на 2007 год" (в части изменений, предусматривающих предоставление субвенций на реализацию отдельных полномочий РФ в области лесных отношений) "О федеральном бюджете на 2008 год на плановый период 2009 и 2010 годов", "О фонде содействия реформирования жилищного хозяйства" и пр.

В этом году Комитет проделал большую работу по всем направлениям.

  • существенно укрепил свои позиции в СФ
  • внедрил новые формы работы, в которых задействован весь Совет Федерации

В сфере национальной политики:

  1. проведено Всероссийское совещание "Россия многонациональная" (около 800 делегатов из всех регионов)
  2. образован Координационный совет национально-культурных общественных объединений России.
  3. В апреле проведены председательские парламентские слушания о законодательном регулировании национальной политики
  • принято решение о необходимости разработки и принятия нового законопроекта о национальной политике
  • а также о создании финансовой основы национальной политики ( при содействии Комитета из средств федерального бюджета на 2008 год выделено 240 млн. руб. на реализацию мероприятий в сфере национальной политики).

В сфере укрепления взаимодействия с регионами:

В практику работы СФ внедрена новая форма - Дни субъекта (проведены Дни Калининградской, Рязанской, Нижегородской областей, Пермского и Алтайского краев и Ханты-Мансийского автономного округа).

Была продолжена работа по мониторингу объединительного процесса ( в настоящее время в РФ - 85 субъектов РФ, с 1 января 2008 года останется 84 субъекта РФ, т.к. будет считаться образованным новый субъект - Иркутская область, включающий территорию Усть-Ордынского Бурятского а.о.).

В сфере региональной политики и межбюджетных отношений:

Проведено расширенное заседание Комитета о финансовом обеспечении переданных полномочий. Эта тема находится на постоянном контроле Комитета, особое внимание мы уделяем ей при принятии федеральных законов по совершенствованию разграничения полномочий. Осеннюю сессию мы посвятили вопросам региональной политики.

Одним из самых заметных этапов нашей работы можно считать подготовку Аналитического доклада "О состоянии федеративных отношений и региональной политики в Российской Федерации", с участием известных ученых в области государственного строительства, региональной и национальной политики.

25 октября 2007 года мы провели совместно с Советом законодателей масштабные парламентские слушания на тему: "О состоянии региональной политики и ее правового регулирования" с участием Председателя Совета Федерации С.М.Миронова, Министра регионального развития Российской Федерации Д.Н.Козака, и представителей всех субъектов Российской Федерации. Слушания придали дополнительный импульс в работе над базовым законопроектом в сфере региональной политики. Я думаю, что эта работа будет активно проводиться в 2008 году. Говоря подробнее о планах на 2008 год, кратко обозначу следующее: в наступающем году Комитетом запланировано проведение трёх масштабных мероприятий:

  1. "Круглый стол" на тему "Российские регионы: от депрессивных к самодостаточным"
  2. Всероссийский парламентский Форум "Россия - федеративная"
    (в рамках мероприятий по празднованию 15-летия Совета Федерации) Участники: председатели и депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации
  3. Фестиваль национальных культур "Доброе братство-лучшее богатство".

Уверен, что вклад Совета Федерации в развитие федеративного государства, в развитие региональных отношений, межнациональных отношений не останется незамеченным в следующем году.

Ведущая: Рафгат Закиевич, большое спасибо за то, что нашли время и ответили на вопросы нашей интернет аудитории. Напоминаем, что интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Читать ГАРАНТ.РУ в и