Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности: проблемы и перспективы развития
заместителя директора Департамента корпоративного управления
Министерства экономического развития Российской Федерации
Скрипичникова Дмитрия Валерьевича
25 августа 2008 года в 11-00 в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью заместителя директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации Скрипичникова Дмитрия Валерьевича.
Тема интервью: "Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности: проблемы и перспективы развития".
Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".
Ведущая интернет-интервью: Карпунина Наталия Ивановна (Компания "Гарант").
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя — Скрипичникова Дмитрия Валерьевича — заместителя директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации.
Основная задача действующей редакции Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" — ослабить государственное регулирование оценочной деятельности и усилить влияние саморегулирования в профессиональном движении оценщиков.
Важным шагом в данном направлении является отмена лицензирования отдельных видов деятельности, оценочной в том числе. В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 июля 2006 года прекращено лицензирование оценочной деятельности. Этот факт изменил всю систему принципов и механизмов регулирования деятельности оценщиков и сместил вектор с государственного регулирования предпринимательской деятельности на регулирование профессиональной деятельности в сфере независимой оценки.
В этой ситуации важная роль отводится профессиональным объединениям оценщиков, которые должны заслужить определенное доверие и положение на этом рынке, во многом — качеством оказания услуг по оценке имущества.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков. Саморегулируемые организации способствуют развитию профессии посредством организации дополнительного обучения и повышения квалификации своих членов, установления этических норм и профессиональных правил, контролируют работу своих членов на предмет соблюдения требований законодательства, федеральных стандартов оценки, а также стандартов и правил оценочной деятельности и профессиональной этики.
Помимо этого саморегулируемые организации оценщиков выступают гарантом перед потребителями оценочных услуг за деятельность своих членом. Для этих целей они формируют компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов, который расходуется только в том случае, если для покрытия ущерба, нанесенного виновными действиями оценщика, не хватает суммы страховки. В некоторых случаях саморегулируемые организации вправе применять меры дисциплинарного воздействия к своим членам, вплоть до исключения из состава членов, что фактически является лишением права заниматься оценочной деятельностью.
Государственная политика в области оценочной деятельности определяет основные требования к оценщикам и оценочной деятельности, устанавливает правовые основы деятельности негосударственных организаций.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности. В настоящее время Минэкономразвития России разработаны три базовых федеральных стандарта оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2) и "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3).
В дальнейшем функцию по разработке федеральных стандартов оценки в соответствии со ст. 24.10 Федерального закона "Об оценочной деятельности" будет осуществлять Национальный совет по оценочной деятельности.
Национальным советом является некоммерческая организация, созданная саморегулируемыми организациями оценщиков, зарегистрированная уполномоченным федеральным органом, членами которой являются более чем пятьдесят процентов саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющих более чем пятьдесят процентов всех оценщиков.
Национальный совет по оценочной деятельности участвует в разработке государственной политики в сфере оценочной деятельности, разрабатывает федеральные стандарты оценки, рассматривает проекты нормативных правовых актов и дает рекомендации по их утверждению уполномоченным федеральным органом, разрабатывает кодекс этики оценщиков и т.д.
В ходе интернет-интервью планируется обсудить актуальные вопросы в сфере оценочной деятельности, а также причины принятия изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности", направленность изменений, ответственность оценщика в случае неправильной оценки, перспективы оценочной деятельности и роль стандартов, а также меры, предпринимаемые Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России для дальнейшего совершенствования законодательства в области оценочной деятельности.
На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-интервью ответит заместитель директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации Скрипичников Дмитрий Валерьевич.
К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущая: Первый блок вопросов касается нормативно-правового регулирования в сфере оценочной деятельности. Дмитрий Валерьевич, скажите, пожалуйста, каковы очередные шаги Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития в дальнейшем совершенствовании законодательства в области оценочной деятельности?
Скрипичников Д. В.: Добрый день, уважаемая аудитория! Спасибо за вопрос. Что касается наших перспективных шагов, то их в настоящее время в проработке несколько. Прежде всего, это законопроект, который находится в Госдуме и внесен депутатами. Он касается кадастровой оценки и процедур кадастровой оценки недвижимости. С учетом позиции государства по этому вопросу депутатом В.С. Плескачевским были подготовлены соответствующие поправки в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Данное направление является одним из наиболее актуальных на осеннюю сессию: введение системы досудебного регулирования споров и массовой оценки недвижимости. Второй блок — это законодательные изменения, связанные с ответственностью и налогообложением лиц, осуществляющих профессиональную деятельность. Сейчас разработаны соответствующие поправки, которые обеспечивают механизмы ответственности не только для оценщиков, но других лиц, таких как арбитражные управляющие и будущие профессионалы в других сферах. Ряд поправок касаются вопросов процедуры налогообложения и системы налогового контроля. В стадии разработки находится внесенный в Правительство РФ проект Постановления, который приводит акты Правительства РФ в соответствие с последними изменениями в сфере законодательства об оценочной деятельности. Кроме того, сейчас Минэкономразвития России совместно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Роснедвижимостью разрабатывает методические рекомендации по кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Это четыре ключевых направления, прорабатываемых в настоящий момент.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, с чем была связана необходимость принятия последних изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"? Планируются ли в ближайшей перспективе какие-то дальнейшие изменения в данном направлении?
Скрипичников Д. В.: Последние наиболее существенные изменения в данном направлении, на наш взгляд, заключаются в ведении саморегулирования в сфере оценочной деятельности. Обусловлено это, прежде всего, публичным характером деятельности оценщика, необходимостью обеспечения профессиональных стандартов работы, стандартов качества, стандартов ответственности. Мы много дискутировали, много раз говорили, что реальным механизмом обеспечения ответственности профессиональных стандартов является саморегулирование. Для того чтобы качественно повысить уровень оценочной деятельности, уровень оценки в Российской Федерации, был введен механизм саморегулирования. Последние менее существенные изменения касались продления сроков переходного периода, что, безусловно, было обусловлено сложностями становления саморегулирования, необходимостью самообеспечения непрерывности оценки и спокойного эволюционного перехода от системы лицензирования к системе саморегулирования. Этот переход состоялся, поэтому мы к настоящему моменту можем констатировать тот факт, что саморегулирование начало работать.
Ведущая: Следующий вопрос поступил от Макаровой Елены из Липецка. Согласно ст. 4 Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, который соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Как следует истолковывать сочетание "а также": как "и" или как "или" в ст. 4 данного Закона? Может ли оценщик одновременно заниматься частной практикой и работать по трудовому договору в организации, занимающейся оценочной деятельностью?
Скрипичников Д. В.: В данном случае необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации и условиями, предъявляемыми работодателем к оценщику. Если между работодателем и оценщиком имеется взаимное согласие, а также отсутствуют какие-либо ограничения в трудовом договоре, заключенным оценщиком и юридически, то, на наш взгляд, ничто не препятствует оценщику одновременно осуществлять оценочную деятельность в рамках частной практики.
Ведущая: Правительством Российской Федерации были внесены изменения в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, где организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Будут ли вноситься изменения в федеральное законодательство, связанные с этими изменениями? Каковы действия Министерства экономического развития РФ в данном направлении?
Скрипичников Д. В.: Указанные изменения были подготовлены Министерством экономического развития Российской Федерации. Главная цель изменений заключалась в обеспечении проведения именно оценщиками работ по кадастровой оценке. В настоящее время в Госдуме России, как я уже говорил, находится проект Федерального закона, который устанавливает процедуру кадастровой оценки. Внесения иных изменений в акты Правительства Российской Федерации до проработки данного законопроекта в этой области не планируется.
Ведущая: Как должен поступить оценщик, если в соответствии с условиями договора на оценку им приняты обязательства по сохранению конфиденциальности информации (всего 2 бумажных копии отчета, уничтожение оригинала на машинном носителе), однако СРО при проведении проверки требует предоставления отчета для экспертизы как в бумажном, так и в электронном виде? Как быть в данной ситуации?
Скрипичников Д. В.: В своей профессиональной деятельности оценщик должен руководствоваться российским законодательством, в частности Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", Федеральным законом от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Федеральными стандартами оценки, а также следовать требованиям и стандартам, разработанным саморегулируемой организацией, членом которой он является.
Саморегулируемая организация, в свою очередь, в соответствии с частями 5 и 6 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ, должна предусмотреть способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации, неправомерное использование которой работниками саморегулируемой организации может причинить моральный вред и (или) имущественный ущерб членам саморегулируемой организации или создать предпосылки для причинения такого вреда и (или) ущерба. Саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения.
Оценщик же не вправе заключать договор, который будет противоречить правилам и порядку контроля или экспертизы, установленным СРО, членом которой он является.
Ведущая: В сложившейся практике к отчету оценщика должны прикладываться документы оценщика (копии лицензии, страховки, всевозможных свидетельств и т.д.), а сам отчет нумеруется, прошивается и заверяется печатью. В связи с этим у меня два вопроса. Первый: ФЗ не содержит сведений о том, как должны быть заверены копии этих документов - нотариально или организацией, а проверяющий орган зачастую пользуется данной ситуацией и трактует ее каждый раз по-разному? Второй: на практике нередки случаи, когда отчет состоит из 150 и более листов и выполнить эти требования очень и очень трудно, как быть в подобной ситуации?
Скрипичников Д. В.: Порядок заверения копий документов регламентируется Указом Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан", а также Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года N 4462-1. Этими же документами руководствуются органы государственной власти
Что касается второй части вопроса, то для соблюдения требований закона об оценочной деятельности в части надлежащего оформления отчет можно разделить на тома, а в самом отчете сделать оговорку о том, что отчет составлен в количестве, например, четырех томов, которые являются неотъемлемой частью отчета.
Ведущая: Следующий вопрос у нас от Михаила Викторовича из Архангельска. Может ли специалист-оценщик, работающий по трудовому договору, нести ответственность перед заказчиком оценки и (или) иными третьими лицами за ненадлежащее проведение данной оценки, если он вообще не является стороной по договору о проведении оценки?
Скрипичников Д. В.: Именно в этом специфика оценочной деятельности и норм законодательства, которое устанавливает конкретные субъекты ответственности. В соответствии со статьей 4 Федерального закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного закона. Таким образом, независимо от наличия или отсутствия в трудовом договоре обязательств оценщика по отношению к заказчикам оценки, такая ответственность налагается на оценщика законом. Также на основании положения норм закона об оценки ответственность обеспечивается страхованием и компенсационным фондом саморегулируемой организации, членом которой является оценщик. Что касается судебной практики, то я думаю, что в ближайшее время мы увидим первые решения, которые прояснят для всех и оценщиков, и заказчиков систему привлечения к ответственности субъектов профессиональной оценочной деятельности, которые выполняли работу по оценке.
Также не стоит забывать о праве регресса в соответствии со ст. 1064, 1068 и 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ведущая: Следующий блок вопросов касается саморегулирования оценочной деятельности. Первый вопрос этого блока пришел от Румянцевой Ольги из Брянска. В связи с упразднением лицензирования оценочной деятельности существенно расширены полномочия саморегулируемых организаций оценщиков. Расскажите, пожалуйста, каковы функции, а также основные права и обязанности у СРО?
Скрипичников Д. В.: Они достаточно подробно прописаны в Законе об оценочной деятельности. Я лишь подчеркну, что таких основных направлений несколько — это, прежде всего, контроль за осуществлением оценщиками оценочной деятельности — и это первая функция СРО. Вторая — это стандартизация деятельности в рамках самой саморегулируемой организации, а также в рамках Национального совета СРО, который сейчас сформирован. Что касается дополнительных функций — это и раскрытие информации, и обеспечение информационной прозрачности, а также другие функции и права, установленные, в том числе, ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 г. N315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Все подробно прописано в указанных законах, в статьях, которые регламентируют деятельность СРО. Поэтому я лишь подчеркнул, самые главные направления: контроль и стандартизация, плюс информационное обеспечение, которое призвано обеспечить прозрачность оценочной деятельности.
Ведущая: Следующий вопрос у нас от Игоря Владимировича из Москвы. Как будет решаться проблема различия стандартов и систем контроля, различных СРО при выполнении единой по своей сути и результату оценки, выполняемой группой специалистов-оценщиков — членов различных СРО?
Скрипичников Д. В.: Мы неоднократно отвечали на такой вопрос, что мы не видим системы, при которой стандарты разных СРО противоречат друг другу. Поэтому они могут иметь специфику, но в целом оценщики должны соблюдать стандарты своих саморегулируемых организаций, которые выполняют те оценщики, которые подписывают отчет. Случаев, когда бы стандарты предусматривали различные требования такие, которые были бы диаметрально противоположны, мы не видим, их не должно быть в силу достаточности требований, предъявляемых федеральным законодательством к стандартам СРО, а также положений, установленных Федеральными стандартами оценки. При подготовке отчета группой специалистов, соответственно, должны быть соблюдены требования всех СРО, которые установили, более детализированные требования на уровне требований к подготовке отчета.
Ведущая: Следующий вопрос задает Андрей Валерьевич из Твери. По каким основаниям осуществляются выплаты из компенсационного фонда СРО?
Скрипичников Д. В.: В соответствии со статьей 24.8 Федерального закона об оценке основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.
Выплаты из компенсационного фонда осуществляются только в случае совпадения следующих условий:
для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности;
оценщик отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.
Ведущая: Следующий вопрос задает Мисовец Василий из Алтайского края, г. Бийск. Оценочные СРО, согласно ст. 22.3 ФЗ-135, должны на своих сайтах раскрывать разнообразную информацию о своей деятельности. Не секрет, что с момента перехода на саморегулирование с января 2008 года и до сих пор ни одна СРО не выполняет данную статью закона. Фактически, СРО грубо не выполняют закон, на основании которого они созданы. Тем не менее, органы надзора за деятельность СРО не принимают никаких мер. Прошу прокомментировать данную ситуацию?
Скрипичников Д. В.: Во-первых, информация о том, что не принимается Федеральной регистрационной службой никаких мер, не соответствует действительности.
Подведомственная Минэкономразвития России Федеральная регистрационная служба в рамках предоставленных ей полномочий осуществляет надзор за соответствием деятельности саморегулируемых организаций оценщиков требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в том числе и за исполнением требований, установленных статьей 22.3 названного закона.
Так, за прошедший период 2008 года, Федеральная регистрационная служба по результатам текущего надзора за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований, установленных статьей 22.3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" неоднократно, в частности, в феврале, июне и августе, направляла в некоторые саморегулируемые организации оценщиков предупреждения о необходимости приведения официальных сайтов организаций в сети "Интернет" в соответствие с требованиями указанного закона.
В результате предпринятых Федеральной регистрационной службы мер ситуация по раскрытию информации по сравнению с прошлым годом значительно улучшилась. Вместе с тем, на сегодняшний день на официальных сайтах отдельных саморегулируемых организаций оценщиков осталась нераскрытой следующая информация:
- об управляющих компаниях и специализированных депозитариях, что связано с незавершенной на настоящий момент работой по выбору саморегулируемыми организациями оценщиков управляющих компаний,
- об отчетах членов саморегулируемых организаций оценщиков, так как согласно положениям о раскрытии информации указанные сведения представляются по завершению отчетного года, т.е. будут представлены в начале 2009 года,
- о результатах проверок деятельности членов саморегулируемых организаций оценщиков.
В целях исполнения саморегулируемыми организациями оценщиков требования части 3 статьи 22 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" Росрегистрацией истребована у саморегулируемых организаций оценщиков информация о запланированных и проведенных ими проверках деятельности оценщиков и о результатах этих проверок. Следует отметить, что принятие Росрегистрацией указанных мер обусловлено тем, что данной нормой закона не установлен конкретный срок представления саморегулируемыми организациями соответствующей информации в надзорный орган.
Кроме того, в ближайшее время по плану Федеральной регистрационной службы пройдут проверки деятельности всех СРО оценщиков. Уже завтра начинается первая проверка и, я думаю, что после проведения всех таких контрольных мероприятий ситуация существенно изменится — все поймут реальную ответственность СРО за те требования, которые они должны соблюдать по закону. Сейчас действия Федеральной регистрационной службы покажут правильные направления для СРО оценщиков.
Ведущая: Следующий вопрос от Антона Борисовича из Ульяновска. Какие требования к осуществлению оценочной деятельности, порядку вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков, а также перечню оснований для отказа в принятии в члены саморегулируемой организации закреплены законодательством Российской Федерации?
Скрипичников Д. В.: Эти требования закреплены в законе. Как я уже говорил, на основании ст. 4 Федерального закона об оценочной деятельности физические лица, являющиеся членами одной из саморегурируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии со ст. 24.6 и ст. 24.7 данного закона, могут осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям ст. 15.1 Закона "Об оценочной деятельности".
Согласно ст. 24 Закона "Об оценочной деятельности" для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков физическое лицо представляет:
документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;
справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
СРО оценщиков при приеме физических лиц в свои члены вправе предъявлять иные связанные с осуществлением оценщиком оценочной деятельности и не противоречащие Закону "Об оценочной деятельности" и другим федеральным законам требования.
Решение о принятии в члены СРО оценщиков принимает её коллегиальный орган.
Сведения о лице, в отношении которого принято положительное решение, вносятся в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков в течение трех дней со дня представления таким лицом договора обязательного страхования ответственности, отвечающего требованиям, установленным статьей 24.7 Закона "Об оценочной деятельности", и внесения установленных саморегулируемой организацией оценщиков взносов.
Такому лицу в течение десяти дней со дня внесения сведений о нем в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков выдается документ о членстве в саморегулируемой организации оценщиков.
Основанием для отказа в принятии лица в члены саморегулируемой организации оценщиков являются:
несоответствие лица требованиям ст. 24 Закона "Об оценочной деятельности";
несоответствие лица требованиям, утвержденным саморегулируемой организацией оценщиков для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков;
исключение лица из членов иной саморегулируемой организации оценщиков за нарушение требований Закона "Об оценочной деятельности", принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных стандартов оценки, если с даты исключения из членов саморегулируемой организации оценщиков прошло менее чем три года.
Следует отметить, что членство оценщика в СРО оценщиков прекращается решением коллегиального органа управления этой СРО на основании заявления оценщика о выходе из состава её членов или утверждения коллегиальным органом управления СРО оценщиков решения об исключении оценщика из числа её членов в связи с нарушением им требований Закона "Об оценочной деятельности", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.
При этом СРО оценщиков обязана разместить такое решение на своем официальном сайте, а также направить копии такого решения оценщику, юридическому лицу, с которым оценщик заключил трудовой договор, всем другим СРО оценщиков, в случае решения об исключении оценщика из членов СРО оценщиков в связи с нарушением им требований законодательства, а также федеральных стандартов оценки и Национальному совету.
Ведущая: Следующий вопрос от Левина Андрея из Москвы. Как вы вообще оцениваете возможность применения мер ответственности саморегулируемыми организациями? Какими они должны быть? И целесообразно ли это, на Ваш взгляд?
Скрипичников Д. В.: Во-первых: СРО обязаны контролировать деятельность своих членов. А контроль не возможен без механизмов привлечения к ответственности. Поэтому в каждом СРО должен быть сформирован дисциплинарный комитет, на котором должны рассматриваться обращения лиц, которые считают, что их права или интересы нарушены действиями оценщиков. По результатам этих рассмотрений СРО могут вынести предписание. Дальнейшее направление развития в сфере применения СРО механизмов ответственности видится возможным в делегировании СРО возможностей по наложению штрафов на своих членов. На сегодняшний день находится в стадии проработки вопрос делегирования определенных полномочий в рамках Кодекса об административных правонарушениях самих СРО - например, наделения СРО правами по применению мер ответственности, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях, связанных со штрафными санкциями. Так же предлагается распространить и на самих лиц, работников СРО, те меры ответственности, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях за не соблюдение законодательства.
Ведущая: Мы переходим к следующему блоку вопросов, которые касаются федеральных стандартов оценки. И следующий вопрос задает Надежда Викторовна из Москвы. Как вы оцениваете предложения по введению требования о наличии у оценщика высшего или второго высшего образования по специальности, содержащиеся в разрабатываемом ФСО-4? Будут ли какие-либо альтернативы для профессиональных оценщиков, имеющих большой стаж и затративших немалые средства на курсы повышения квалификации?
Скрипичников Д. В.: Прежде всего, хочу сказать, что требования и проект некоего документа, который здесь, видимо, имеется в виду - это всего лишь обсуждение внутри самого профессионального сообщества. Функция по разработке федеральных стандартов оценки в настоящее время переходит к Национальному совету по оценочной деятельности, их утверждение — функция органа государственной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование оценочной деятельности, т.е. Минэкономразвития России.
Согласно статье 21 Закона об оценочной деятельности профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов отделений, кафедр) высших государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации. На указанные образовательные учреждения распространяются требования законодательства Российской Федерации в области образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования согласно пункту 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. 280, является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Минэкономразвития России наделено же полномочиями, по утверждению федеральных стандартов оценки, я подчеркиваю — именно оценки, а не образования, собственно говоря, как Национальный совет по оценочной деятельности наделен полномочиями по их разработке.
Таким образом, на наш взгляд, вопрос о дополнительном повышении требований к образованию и квалификации оценщиков - это вопрос исключительно самого профессионального сообщества, а не федеральных стандартов оценки. Наличие специального высшего образования в области оценочной деятельности не предусмотрено действующим законодательством, это не предусмотрено и Базельским соглашением — такого вида высшего образования нет. Наверное, могут быть повышены какие-то требования к оценщику, но это вопрос, который необходимо обращать к самому оценочному сообществу, к СРО оценщиков, которые должны определиться хотят ли они повысить профессиональные требования к образованию лиц, которых они будут принимать в свои члены или нет.
Ведущая: Ведется ли Министерством экономического развития Российской Федерации какая-либо работа по разработке единых федеральных стандартов оценочной деятельности? И какие международные стандарты учитываются (применяются) при этом на данный момент?
Скрипичников Д. В.: Мы выпустили три стандарта, которые были зарегистрированы в прошлом году. С момента образования Национального совета по оценочной деятельности основной функционал по разработке и стандартизации деятельности переходит к нему. Мы будем рассматривать те стандарты, которые будут нам предоставляться Национальным советом в рамках своей компетенции, определенной законом "Об оценочной деятельности", будем активно участвовать в этой работе.
При разработке трех базовых стандартов мы учитывали опыт не каких-то конкретных, а в целом международных стандартов в сфере оценки. И мы надеемся, что при разработке стандартов уже Национальным советом по оценочной деятельности также будет учитываться передовой международный опыт в этой области и международные стандарты оценки. Сейчас мы ждем первых шагов, которые будет реализовывать Национальный совет в этом направлении.
Ведущая: Следующий вопрос от Алексея Сергеевича из Московской области. Недавно исполнилось 10 лет оценочной деятельности в Российской Федерации. Расскажите, пожалуйста, какие кардинальные изменения произошли за эти 10 лет, а также с какими основными и острыми проблемами пришлось столкнуться за это время?
Скрипичников Д. В.: Прежде всего, хочу отметить, что не 10, а 15 лет исполняется оценочной деятельности в ноябре текущего года.
Институт оценки возрождался в нашей стране в период1992-1996 гг., когда вновь появилось понятие частного собственника, началась "волна" приватизации и перераспределения государственной собственности.
Однако должность "оценщик" была официально признана лишь в ноябре 1996 г., когда Минтруд России утвердил постановлением от 27.11.1996 г. N 11 квалификационную характеристику "оценщик (эксперт по оценке имущества)".
В период 1997-1998 гг. действовало более 200 законодательных и ведомственных нормативных актов, затрагивающих такие вопросы как установление стоимости, условия проведения обязательной оценки, осуществление оценочной деятельности. Такая ситуация определялась наличием самого широкого спектра правоотношений, в регулировании которых использовались или могли быть использованы результаты оценки.
Таким образом, существовавшее до принятия Федерального закона об оценке регулирование оценочной деятельности, было весьма противоречивым, отсутствовало единое представление о роли и месте оценки в правовом регулировании, о правовом статусе оценщика, о понятии "рыночной стоимости". Поэтому при принятии Федерального закона об оценке законодателем была поставлена цель создать универсальный закон для регулирования всех элементов деятельности по установлению стоимости объектов оценки.
Государственная Дума проголосовала за закон 10 июня 1998 г., и субъекты Российской Федерации стали принимать меры по приведению своих нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством.
До 2004 года функции по регулированию оценочной деятельности в Российской Федерации осуществлялись Министерством имущественных отношений Российской Федерации, правопреемником которого по данному вопросу стало Минэкономразвития России, осуществляющее регулирование оценочной деятельности и в настоящее время.
В качестве инструмента государственного контроля и надзора Федеральным законом об оценке было введено лицензирование оценочной деятельности, которое послужило существенным фактором, определившим становление рынка оценочных услуг в период с 2001 до 2005 года.
В 2006 году Минэкономразвития России совместно с представителями оценочного сообщества разработало предложения, направленные на отказ от системы лицензирования в сфере оценочной деятельности с последующим переходом к саморегулированию.
Таким образом, в 2006 году в Российской Федерации по инициативе Минэкономразвития России была сформирована основанная на ведущем мировом опыте система саморегулирования оценочной деятельности.
Несмотря на появления института саморегулирования и снижение государственного контроля оценочной деятельности, Минэкономразвития России остается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования.
Мы готовимся осенью этого года провести ряд мероприятий, посвященных 15-летию оценочной деятельности. Например, запланирован выпуск Федерального справочника "Оценочная деятельность в Российской Федерации", посвященного этому событию. В Справочнике мы хотим рассмотреть как итоги развития оценки за 15 лет, так и перспективы в этом направлении и, хочется верить, что он станет во многом полезен не только самим оценщикам, но и потребителям их услуг. Он должен будет максимально полно охватить и текущую ситуацию на рынке оценки. Для этого мы обратились с предложением выступить на страницах Справочника к представителям заинтересованных органов власти, общественным организациям и объединением, образовательным учреждениям, международным организациям и ведущим экспертам оценочного сообщества.
Могу сказать, что оценка становится все более и более востребованной, особенно профессиональная оценка. Во многих сферах деятельности экономических субъектов оценка становится неотъемлемым элементом. Приведу в качестве примера Закон "Об исполнительном производстве", где вместо оценки, проводимой некими экспертами, ввели требования об осуществлении оценки оценщиками. Такие изменения происходят и в других сферах. Привлечение профессиональных оценщиков, прежде всего, повышает защиту прав собственников в Российской Федерации. Думаем, что профессионализм в сфере оценки повышается и будет повышаться и дальше. И именно этим обусловлен отказ государства от регулирования и переход контроля за оценочной деятельностью к саморегулируемым организациям, то есть профессиональному сообществу, что означает публичное признание развития этой профессии. Сейчас мы ожидаем первых результатов формирования и использования механизмов ответственности. Я думаю, что это будет еще одним толчком в повышении ответственности лиц, осуществляющих оценочную деятельность.
Ведущая: Переходим к заключительному блоку вопросов, которые касаются различных проблем оценочной деятельности. В свое время при Министерстве экономического развития и торговли РФ был создан экспертно-консультативный совет по оценочной деятельности. Каковы результаты его деятельности на данный момент? Продолжает ли он свою деятельность сейчас, каков его состав и каковы основные приоритеты в его деятельности?
Скрипичников Д. В.: Экспертный совет был и продолжает свою деятельность. Круг его вопросов достаточно широк.
В рамках деятельности Экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России была сформирована Постоянная рабочая группа по совершенствованию законодательства и Постоянная Комиссия по вопросам экспертизы, методологии и осуществления оценочной деятельности, а также временные рабочие группы по разработке проектов федеральных стандартов оценки для отдельных видов имущества и специальных целей, хотя последняя функция Совет сейчас в большей степени перейдет к Национальному совету. За Экспертно-консультативным советом и, собственно говоря, Министерством так или иначе остаются вопросы реализации госполитики, вопросы законодательных инициатив в области оценочной деятельности, разрешения конкретных практических ситуаций, связанных как с регулированием, контрольным надзором, так и с некими конкретными проблемами в сфере оценки.
В рамках деятельности Совета велась активная работа по совершенствованию норм налогового законодательства, в части, касающейся источников формирования доходов саморегулируемой организации оценщиков, учитываемых для целей налогообложения прибыли, взносов, уплачиваемых членами саморегулируемой организации оценщиков, в Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков, а также положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части административной ответственности должностных лиц саморегулируемых организаций и их членов и совершенствования порядка административного судопроизводства по административным правонарушениям в области саморегулирования.
Таким образом, и с момента регистрации Национального совета по оценочной Экспертно-консультативный совет по оценочной деятельности, созданный при Минэкономразвития России будет выступать, в первую очередь, таким экспертным местом, где мы можем обсудить свои инициативы и видение проблематики.
Следует сказать, что в состав Совета входят наиболее признанные оценщики — руководители и представители СРО оценщиков, представители потребителей оценочных услуг и научно-педагогической общественности. В этом кругу и осуществляется обсуждение наиболее актуальных и болезненных вопросов, по которым требуется профессиональное суждение со стороны сообщества.
Ведущая: Алексей Иванович из Ростова-на-Дону спрашивает: существуют ли на данный момент какие-либо критерии для отбора оценщиков при проведении тендеров, конкурсов, аккредитаций по отбору оценочных компаний? И если такие критерии существуют, то каковы они?
Скрипичников Д. В.: Специальных критериев не существует. В настоящий момент не существует нормативных правовых актов, которые бы регулировали порядок отбора оценщика, кроме требований, установленных Федеральным законом N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ведущая: А как вы считаете, следует ли какие-то определенные требования законодательно закрепить?
Скрипичников Д. В.: Вопрос законодательства о госзакупках, на самом деле, более системный, его нельзя рассматривать только в преломлении к оценщикам, можно и нужно и дальше развивать это законодательство, но здесь важно избежать крайностей. Отдельно отмечу, что в июне этого года Президиум ВАС РФ в своем постановлении признал в ряде случаев распространенный на рынке механизм аккредитации оценщиков противоречащим федеральному антимонопольному законодательству и некоторым статьям ГК РФ. Это касается уже не госзакупок, а привлечения к работам по оценке юридических лиц, имеющих право осуществлять такую деятельность в рамках существовавшей практики аккредитации отдельных оценочных организаций и выбора оценщиков организациями-заказчиками оценки только из пула аккредитованных оценщиков.
Ведущая: Андрей Викторович из Москвы спрашивает: расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с функционированием Национального совета по оценочной деятельности в Российской Федерации? И каковы основные приоритеты в его деятельности сейчас?
Скрипичников Д. В.: С удовлетворением мы констатируем, что 4 августа 2008 года Федеральной налоговой службой внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации Национального совета по оценочной деятельности.
07 августа 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службой по Москве Национальный совет внесен в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.
В состав учредителей Национального совета вошли все 7 СРО оценщиков, зарегистрированные в соответствии с требованием действующего законодательства.
В настоящее время в Национальном совете по оценочной деятельности ведется работа по утверждению органов управления обществом, а также разрабатывается концепция развития оценочной деятельности в Российской Федерации.
Я думаю, что в ближайшее время мы уже увидим конкретные результаты, эта работа уже придет в публичную плоскость.