Новеллы законодательства об аудиторской деятельности
16 февраля в 11.00 часов в Центре Информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью Директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Шнейдмана Леонида Зиновьевича.
Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей Петрович (компания "Гарант").
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Шнейдмана Леонида Зиновьевича.
Тема сегодняшнего интервью - "Новеллы законодательства об аудиторской деятельности".
С 1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
Принятие нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области и направлено на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.
Лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 января 2010 года. Одновременно будет введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов. На эти организации будут возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.
Также в Федеральном законе содержатся иные принципиально новые положения, регулирующие процесс осуществления аудиторской деятельности.
В ходе интернет-интервью планируется обсудить причины принятия данного Федерального закона, его роль для дальнейшего развития аудиторской деятельности, провести разъяснения и проанализировать новые положения закона, а также выявить неустраненные недостатки и проблемы действующего законодательства в данной области и предложить пути их совершенствования.
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Шнейдман Леонид Зиновьевич.
К моменту начала нашего интернет-интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущий:
Мы разбили вопросы на блоки для удобства, в соответствии с их тематикой. И первый вопрос: Федеральный закон от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" устанавливает новые реалии для аудиторов, вносит кардинально новые изменения в их деятельность. Скажите, пожалуйста, что даст новый закон пользователям аудиторских услуг - акционерам, инвесторам, кредиторам? С какими трудностями им предстоит столкнуться после объединения аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемые организации?
Шнейдман Л. З.:
Прежде всего, необходимо отметить, что закон 307-ФЗ не вносит какие-либо кардинальные изменения в деятельность аудиторов и основы рынка аудиторских услуг. Рынок аудиторских услуг, как показывает практика, состоялся, он достаточно стабилен, устойчиво работает. Необходимость переустраивать этот рынок, по нашему мнению, отсутствует. Смысл новой редакции закона об аудиторской деятельности - учесть те изменения, которые произошли в экономической жизни страны, накопленный опыт функционирования аудиторского рынка, учесть опыт аудиторской профессии в других странах, международно признанные модели регулирования аудиторской деятельности. Что касается пользователей аудиторских услуг, то главная цель изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" - защита интересов широкого круга пользователей, в том числе названных Вами. Для реализации этой цели в новой редакции закона предусмотрен ряд механизмов и институтов, направленных на повышение качества аудиторских услуг, обеспечение стабильности работы аудиторского рынка.
Ведущий:
Как Вы считаете, сможет ли реформа аудита оправдать те ожидания, которые на нее изначально возлагались? Оправдаются ли такие нововведения, как переход на систему саморегулирования, отмена лицензирования аудиторской деятельности и пр.?
Шнейдман Л. З.:
Было бы очень странно, если бы я сомневался в этом. В самом вопросе, думается, заложен ответ. Конечно, мы надеемся на то, что внесенные в закон изменения оправдают наши ожидания. Хотя, снова подчеркну, мы ведем речь не о реформе аудиторской деятельности, а об упорядочении основ функционирования аудиторского рынка.
Ведущий:
Наиболее проблематичным и в развитии аудиторской деятельности в нашей стране, и в развитии собственно систем контроля качества аудита является отсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития, не говоря уже о стройной концепции развития аудиторской деятельности. Планирует ли Минфин России каким-то образом приступить к решению данной проблемы?
Шнейдман Л. З.:
Не могу согласиться, что отсутствуют концептуальные основы развития аудиторской деятельности в стране. Они существуют, хотя и не собраны в какой-то единый документ как в некоторых других видах деятельности. Тем не менее, развитие аудиторской деятельности, поддержание ее на определенном уровне осуществляются в соответствии с теми планами, программами, которые определены совместно государством и профессией. Я имею в виду, например, Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренную Министерством финансов Российской Федерации в 2004 году, один из разделов которой посвящен аудиторской деятельности. Правительственная Программа развития экономики на 2006-2008 гг. определяла основные направления развития аудита на этот период. Названные документы описывают концептуальные основы развития, определяют, куда мы будем двигаться и какими темпами.
Ведущий:
Можно ли такие документы, как "Белая книга", Восьмая Директива Европейского Союза, регулирующие в целом аудиторскую деятельность в рамках ЕС, некоторые стандарты, действующие в отношении контроля, в частности, допустим ISA 220, рассматривать в качестве тех же концептуальных основ?
Шнейдман Л. З.:
Аудиторские стандарты, издаваемые Международной федерацией бухгалтеров, также являются ориентиром в развитии аудиторского дела в нашей стране. Правительство Российской Федерации еще в 2002 году определило, что российские федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности подготавливаются на основе международных стандартов аудита. Перечисленные Вами стандарты - часть системы международных стандартов аудита, поэтому мы ориентируемся на них. Более того, в российской практике уже имеются эквиваленты некоторых из этих стандартов.
Ведущий:
Мы переходим к следующему блоку вопросов, касающихся толкования и правоприменения норм ФЗ "Об аудиторской деятельности". Какие основные положения Федерального закона от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" по-прежнему будут действовать в 2009 году, а какие уже утратили силу?
Шнейдман Л. З.:
Остановлюсь на тех статьях закона 119-ФЗ, которые продолжают действовать в 2009 году. Прежде всего, статья, посвященная квалификационному экзамену и повышению квалификации аудиторов. Кстати, эта статья в части квалификационного экзамена будет действовать и в 2010 году. Продолжает действовать статья, посвященная совету по аудиторской деятельности, порядку аннулирования квалификационного аттестата. Постепенность введения некоторых статей объясняется следующим. К 1 января 2010 года должно завершиться формирование первых саморегулируемых организаций аудиторов. Только после этого можно будет сформировать рабочий орган совета по аудиторской деятельности и сам совет. Та же ситуация с квалификационным экзаменом. Ведь по новому закону именно саморегулируемым организациям аудиторов предстоит создать единую аттестационную комиссию для проведения экзамена.
Ведущий:
Следующий вопрос. Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" устанавливал, что "аудит" и "аудиторская деятельность" являются предпринимательской деятельностью по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако новый закон содержит два определения, одно характеризующее аудит, другое - аудиторскую деятельность. Кроме того, в новой редакции аудит - это "независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности". Поясните, пожалуйста, зачем введено такое уточнение и почему принято решение разграничить понятия аудита и аудиторской деятельности, хотя ранее им соответствовало одно определение?
Шнейдман Л. З.:
Этот вопрос посвящен очень важному терминологическому уточнению в новой редакции закона. Действительно, закон 119-ФЗ ставил знак равенства между понятиями аудита и аудиторской деятельности. И в то же время в понятие "аудиторская деятельность" включались такие виды услуг, которые непосредственно к ней не имели никакого отношения. Из-за этого достаточно часто возникали недоразумения по поводу того, какая же деятельность является лицензируемой. Скажем, налоговое или бухгалтерское консультирование включалось в понятие аудиторской деятельности и, казалось, что для ведения этой деятельности надо иметь лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
Закон 307-ФЗ в первой статье четко разграничивает те услуги, которые могут оказывать только субъекты аудиторской деятельности, и услуги, которые могут оказывать не только они. Это аудиторские услуги и прочие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью. Закон, кстати, не дает исчерпывающего перечня прочих услуг, он дает лишь примеры, основные виды таких услуг. Аудитор сам определяет вместе со своим клиентом, может ли он оказать какую-то иную услугу, не поименованную в законе в числе прочих. Такая услуга должна удовлетворять двум критериям: она должна быть связана с аудиторской деятельностью, и не должна порождать конфликт интересов аудиторской организации.
Аудиторская деятельность в законе включает аудит и сопутствующие аудиту услуги. К последним относятся, например, обзорная проверка финансовой информации, согласованные процедуры в отношении этой информации. Данное терминологическое уточнение позволяет определить, что есть аудиторская деятельность, какая часть работы аудиторской организации, аудитора подлежит самому жесткому контролю и регулированию. Все остальное в деятельности аудиторской организации - вопросы, которые решаются аудиторами, аудиторской организацией самостоятельно.
Ведущий:
Концепция нового закона "Об аудиторской деятельности" предполагает передачу одному федеральному органу исполнительной власти функций по выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, ее нормативно-правовому регулированию, осуществлению контрольных и надзорных функций за профессиональной деятельностью аудиторских организаций и аудиторов и применение к ним мер дисциплинарного воздействия, утверждение стандартов аудиторской деятельности и многих других. Как данные положения закона соотносятся с действующим Указом Президента от 09.03.2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и иными нормативно-правовыми актами, предусматривающими организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля?
Шнейдман Л. З.:
В данном случае законодатель посчитал целесообразным наделить один орган функциями и по нормативно-правовому регулированию, и по надзору и контролю.
Ведущий:
И этот орган...?
Шнейдман Л. З.:
Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности - Министерство финансов РФ.
Ведущий:
С 1 января 2010 года будет отменено лицензирование аудиторской деятельности и заменено обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских организациях. Не считаете ли Вы, что это является нарушением прав аудиторов работать до истечения срока лицензий? Ведь у многих аудиторских организаций срок действия лицензий истекает, например, в 2011 или 2012 году?
Шнейдман Л.З:
Нет, не считаю. Меняется законодательство, никто не отнимает у аудиторских организаций право вести аудиторскую деятельность. Для этого необходимо лишь выполнить те условия, которые предусматривает закон. Достаточно стать членом саморегулируемой организации и можно продолжать аудиторскую деятельность. При этом законодатель предусмотрел достаточно длительный переходный период - весь 2009 год. С нашей точки зрения, это вполне достаточное время для того, чтобы выполнить условия, предусмотренные переходными положениями закона.
Ведущий:
Как, по-вашему, отразится отмена лицензирования аудиторской деятельности и введение саморегулирования на численности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций: их число возрастет или все же уменьшится?
Шнейдман Л. З.:
Я не думаю, что отмена лицензирования и введение обязательного членства в саморегулируемых организациях кардинально изменит численность аудиторов и аудиторских организаций. Для тех, кто честно и добросовестно работает на рынке аудиторских услуг, не составит особого труда выполнить требование закона об обязательном членстве. Те же, кто не очень честно работает на рынке, а такие существуют в любом сегменте экономики, наверняка, должны будут пересмотреть свои представления о работе либо исчезнуть с рынка. Впрочем, мы увидим, каким образом будет реализовываться закон, и как это скажется на численности аудиторов и аудиторских организаций.
Ведущий:
Переходим к блоку вопросов, касающихся аттестации аудиторов. С чем связано снижение образовательного ценза для претендентов на получение статуса аудитора? Теперь к сдаче квалификационного экзамена допускаются люди с любым высшим образованием, в то время как старый закон требовал наличия экономического или юридического образования.
Шнейдман Л. З.:
Это весьма обсуждаемая тема, особенно на различных интернет-форумах. Ряд причин, по которым было принято такое решение. В целом, представляется, что с принятием этого решения вся система подготовки аудиторов принимает законченный вид.
Сегодня, когда аудитором может быть лишь человек, имеющей высшее экономическое или юридическое образование, мы сталкивались с тем, что выпускник высшего учебного заведения должен дополнительно обучаться по программам подготовки к квалификационному экзамену, где он выслушивает те же самые курсы, связанные с бухгалтерской учетом, налогообложением, финансами, правом, финансовым менеджментом, процедурами аудита, которые он изучал в вузе.
Теперь не важно, по какой специальности человек получил образование. Важно, что он имеет определенный интеллектуальный потенциал, определенный объем знаний, которые могут стать базой для развития профессионализма. Дальше человек готовится к квалификационному экзамену, например, прослушивает соответствующие учебные курсы, углубленно изучает аудиторские вопросы, бухгалтерские вопросы, вопросы финансового менеджмента, налогообложения, права и т.д., и сдает квалификационный экзамен.
Тем самым, мы, во-первых, расширяем до некоторой степени базу специалистов, из которых можно черпать кадры аудиторов. С другой стороны, мы уравниваем различных специалистов, претендентов в правах с точки зрения сдачи квалификационного экзамена.
Министерство финансов РФ неоднократно рассматривало этот вопрос в силу того, что к нам поступает масса запросов от людей, которые не имели экономического, юридического образования, но, тем не менее, имели достаточный опыт, достаточную практику работы в аудиторских организациях. Мы не имели возможности допускать таких людей к квалификационному экзамену. И эти люди подчас вынуждены были идти получать второе образование по экономической или юридической специальности только для того, чтобы быть допущенными к сдаче квалификационного экзамена аудитора.
Ведущий:
Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" определены основания и порядок аннулирования квалификационных аттестатов аудиторов, в том числе в "случае неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение двух последовательных лет". Далее предусматривается не распространять данную норму на руководителей СРО аудиторов, работников подразделений внутреннего контроля, госслужащих, осуществляющих регулирование аудиторской деятельности и надзор. Данное исключение, по-моему, абсолютно безосновательно и противоречит действующему законодательству об аудиторской деятельности. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
Шнейдман Л. З.:
Исключение сделано для руководителей саморегулируемых организаций аудиторов, работников подразделений внутреннего контроля, руководителей аудиторских организаций. Мы заинтересованы в том, чтобы саморегулируемые организации аудиторов возглавляли чисто функционеры или люди, которые пришли из профессии, которые понимают, что есть аудиторская профессия, которые в состоянии профессионально обсуждать вопросы профессии, находить пути решения этих вопросов? Представляется, что предпочтительным является вариант, когда руководитель саморегулируемой организации аудиторов приходит из профессии. Но эта должность выборная.
Человек несколько лет проработал на должности руководителя саморегулируемой организации аудиторов, а потом решил вернуться к практической деятельности. Если не сделать указанного исключения, то этот человек должен будет прежде, чем вернуться к практике, заново сдавать квалификационный экзамен.
Но ведь он уже сдал один раз квалификационный экзамен и подтвердил наличие определенных знаний и навыков. Более того, находясь на должности руководителя саморегулируемой организации аудиторов, он продолжал повышать свою квалификацию, исполняя требование закона о ежегодном обязательном обучении. Почему мы должны по новой заставлять его сдавать экзамен? Наоборот, мы должны стимулировать, чтобы в руководство саморегулирумой организации приходили профессионалы. Данное исключение гарантирует таким профессионалам, что они смогут вернуться в профессию, и им не надо будет все начинать "с нуля".
Второе исключение касается работников подразделений внутреннего контроля. Речь идет только о тех работниках, в чьи должностные обязанности входит проверка бухгалтерской, финансовой отчетности. Разве мы не заинтересованы в том, чтобы люди могли достаточно свободно переходить из одной сферы деятельности в другую, требующую практически того же набора навыков и объема знаний. Сегодня я работаю независимым аудитором, завтра изменилась ситуация на рынке, и выгоднее работать в какой-то крупной компании в подразделении внутреннего аудита или в подразделении внутреннего контроля, чтобы потом снова вернуться на аудиторский рынок. Почему я должен потерять свой квалификационный аттестат? Ведь квалификационный аттестат - не допуск в профессию, допуск в профессию - это членство в саморегулируемой организации аудиторов. Квалификационный аттестат подтверждает, что я обладаю определенными знаниями и навыками, позволяющими мне участвовать в аудиторской деятельности. Если я имею квалификационный аттестат и на протяжении всего того периода, пока я работаю в подразделении внутреннего контроля, выполняю требования закона о ежегодном повышении квалификации, это означает, что я поддерживаю свой уровень знаний, свои навыки на необходимом уровне. Когда я решу вернуться в независимый аудит, то мне не надо будет снова идти сдавать экзамен, мне не надо будет начинать все "с нуля". Мы тем самым опять-таки стимулируем разнообразие услуг, которые могут оказывать специалисты, являющиеся аудиторами. Что касается госслужащих, то они в законе не упоминаются вовсе.
Ведущий:
В чем будет заключаться упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена для лиц, уже имеющих квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 01.2001 года?
Шнейдман Л. З.:
Закон не устанавливает процедуру, а лишь уполномачивает соответствующий федеральный орган, определить такую процедуру. Пока упрощенный порядок не разработан. Я могу лишь предположить, что речь идет о "досдаче" тех предметов, которые аудитор не сдавал, получая квалификационный аттестат. Например, обладатель квалификационного аттестата в области общего аудита хочет заниматься также аудитом в банковской сфере. Естественно, прежде чем участвовать в банковском аудите он должен продемонстрировать знания и навыки в банковской сфере. Предметы, связанные с банковской деятельностью, этот аудитор и должен будет "досдать".
При этом совершенно ответственно хочу заявить: ни на каком этапе перехода на работу по закону 307-ФЗ речь не идет об обязательности пересдачи или досдачи экзамена, об обязательности какого-либо обучения, об обязательности обмена квалификационного аттестата аудитора.
Тот, кто не хочет, не обязан предпринимать никаких действий в отношении своего аттестата ни в 2009 году, ни в 2010 году, ни в 2011, ни в 2012, ни в 2013 году и т.д. Но если я хочу расширить сферу своей деятельности, если я забочусь о будущем, то есть смысл задуматься о "досдачи" экзамена в 2012-2013 годах по упрощенной схеме.
Ведущий:
Мы переходим к блоку вопросов, касающихся различных проблем в сфере аудиторской деятельности. И вопрос. Считаете ли Вы соразмерной и обоснованной предусмотренную законом ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения?
Шнейдман Л. З.:
Да, я считаю ее обоснованной. Составление заведомо ложного аудиторского заключения - самое серьезное "преступление" аудитора. За это деяние человек должен терять возможность дальше заниматься аудиторской деятельностью.
Ведущий:
Следующий вопрос задает Татьяна из г. Краснодара. Необходимо ли осуществлять страхование аудиторской деятельности на период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года? Если необходимо, то какая возможна ответственность за незаключение договора страхования?
Шнейдман Л. З.:
Если это серьезная аудиторская организация, то, конечно же, необходимо. Потому что клиент хочет быть уверен, что аудиторская организация способна возместить соответствующие убытки, которые может понести клиент. Поэтому продолжение страхования аудиторской деятельности в 2009 году - нормальная практика.
Ведущий:
В случае, если в организации имеется коллегиальный и единоличный исполнительный орган, при этом коллегиальный орган состоит на 50% из аудиторов, обязательно ли директору организации - как единоличному исполнительному органу являться аудитором?
Шнейдман Л. З.:
Закон 307-ФЗ не содержит прямого ответа на этот вопрос. Но ответ можно найти в системном толковании закона. В чем смысл требования закона о том, чтобы единоличный исполнительный орган или 50% коллегиального исполнительного органа были аудиторами? Смысл заключается в том, что исполнительный орган подписывает аудиторское заключение и несет ответственность перед клиентом и заинтересованными лицами за это заключение. Хотелось бы, чтобы тот, кто подписывает аудиторское заключение, со знанием дела, с пониманием делал это. Заключение аудитора - это не просто финансово-хозяйственный документ. Оно имеет совершенно определенный смысл, значение и последствия. В этом истоки требования, чтобы единоличный исполнительный орган, генеральный директор организации был аудитором и понимал, что он подписывает. Кстати, следующим шагом в развитии аудиторского законодательства должно стать ужесточение ответственности за выданное аудиторское заключение. Должна быть пересмотрена вся система ответственности аудиторов и аудиторских организаций за свою деятельность.
Таким образом, если в организации имеется и единоличный, и коллегиальный исполнительный орган, учредительные документы, устав этой организацией определяют, каковы функции, какова компетенция коллегиального исполнительного органа. Требование быть аудитором должно распространяться на всех лиц, которые имеют право подписывать аудиторские заключения.
Ведущий:
Поясните, пожалуйста, как в этом году трактовать обязанность по проведению обязательного аудита: в новой редакции Закона критерии по выручке и сумме активов следует оценивать "за предшествовавший отчетному год" (ранее - "отчетный год"). Значит ли это, что например, организация, получив в 2008 году выручку более 50 млн., в 2009 году - менее 50 млн., будет подлежать обязательному аудиту в 2010 году и не будет в 2011? Ведь следуя нормам закона, получается именно так, аудиторы подтверждают отчетность за отчетный год?
Шнейдман Л. З.:
В этом вопросе в законе 307-ФЗ не поменялось ничего по сравнению с законом 119-ФЗ. Разве что обязательный аудит отчетности некоторых организаций, начиная с 1 января 2009 года, могут проводить не только аудиторские организации, но и индивидуальные аудиторы. Все остальные положения закона, касающиеся обязательного аудита, остались неизменными. Вопрос из зала: Леонид Зиновьевич, правильно ли я понимаю, что законодательные послабления в получении статуса аудитора направлены, в конечном счете, на то, чтобы увеличить численность людей, работающих по этой профессии? Однако Министр Фурсенко недавно заявлял, что хватит уже плодить полуобразованных людей. Для чего это нужно и с чем связано?
Шнейдман Л. З.:
Во-первых, в стране недостаточно аудиторов. Это показывает сравнение относительных показателей численности аудиторов (по отношению к количеству потенциальных клиентов) в России с другими странами. Во-вторых, закон об аудиторской деятельности не регулирует вопросы высшего образования. Аудитором может стать лишь человек, получивший высшее образование.
Вопрос из зала:
Сколько аудиторов не хватает сейчас в России?
Шнейдман Л. З.:
Сейчас мы работаем над тем, чтобы определить это число. Но, тем не менее, анализ ситуации на других рынках показывает, что аудиторов в стране при нормальных экономических условиях не хватает.
Ведущий:
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" саморегулируемой организации предоставлено право участия в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, что противоречит положению ФЗ "О бухгалтерском учете" о том, что данные стандарты разрабатывают и утверждают органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета?
Шнейдман Л. З.:
Я не вижу здесь противоречия. Если бы закон 307-ФЗ говорил, что саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и принимает стандарты бухгалтерского учета (как это сказано в отношении стандартов аудиторской деятельности), то, наверное, это было бы противоречие. Участие же аудиторской профессии в подготовке стандартов бухгалтерского учета - совершенно естественное и нормальное дело. Аудиторская профессия - один из важнейших "игроков" в сфере бухгалтерского учета. Уж кому как не аудитору думать о том, что надо совершенствовать в правилах бухгалтерского учета, что нужно совершенствовать в процедурах бухгалтерского учета, имея опыт проверки бухгалтерской, финансовой отчетности. В данном положении закона 307-ФЗ нет никакой новеллы, потому что уже сегодня вы не найдете ни одного правила бухгалтерского учета, ни одного нормативно-правового акта в области бухгалтерского учета, который не проходил бы подробного обсуждения профессиональной общественностью. Все проекты размещаются на официальном сайте Министерства финансов РФ в Интернете, и каждый, кто хочет, может прислать свои замечания и свои предложения, все они рассматриваются. Это в полной мере будет относиться и к саморегулируемым организациям аудиторов.