Работника призывают в армию, но увольнять его организация не хочет, чтобы сохранился стаж. Если организация не будет прерывать ему стаж, то служба в армии несет какой-то стаж за собой? Куда ее засчитывают и отражается ли военная служба в трудовой книжке, как раньше?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Трудовой договор с работником, призванным на военную службу, подлежит прекращению в силу закона.
Периоды военной службы по призыву засчитываются в трудовой и страховой стаж.
Сведения о прохождении работником военной службы вносятся в трудовую книжку по месту прохождения им службы, а не работодателем.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению в связи с призывом работника на военную службу*(1). Прекращение трудового договора по данному основанию не зависит от воли сторон, что прямо указано в ст. 83 ТК РФ. Абзац второй п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" также запрещает военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.
Таким образом, трудовой договор с работником, призванным на военную службу, подлежит прекращению в силу закона. Работник и работодатель не могут проигнорировать или изменить данное положение законодательства и считать трудовые отношения между ними продолжающимися, несмотря на призыв работника в армию*(2).
Прекращение трудового договора по указанному основанию оформляется приказом (распоряжением) работодателя (часть первая ст. 84.1 ТК РФ). Издать приказ о прекращении трудового договора в связи с призывом работника в армию работодатель может только при поступлении к нему документов, подтверждающих данное обстоятельство. До получения работодателем указанных документов издавать приказ о прекращении трудового договора по п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ он не вправе.
Соответственно, если работник не представит документы, подтверждающие его призыв на военную службу (например, повестку военкомата), уволить его по данному основанию работодатель не может.
К сожалению, законодатель не уточнил, какое именно из мероприятий, связанных с призывом, должно послужить основанием для прекращения трудового договора. На практике чаще всего в качестве документа-основания для увольнения работника в связи с призывом на военную службу рассматривается повестка из военкомата о необходимости явиться в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, выдаваемая в соответствии с п. 16 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, и по форме, утвержденной тем же постановлением (определения Свердловского областного суда от 14.12.2018 N 33-21802/2018, Верховного Суда Республики Коми от 11.05.2017 N 33-2740/2017, решение Центрального районного суда г. Тулы Тульской области от 18.04.2018 N 2-858/2018). А в качестве даты увольнения используют дату, предшествующую дате явки в военкомат, указанной в повестке.
В то же время явка работника в военкомат для отправки к месту прохождения службы в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) является лишь одним из мероприятий, связанных с призывом, и сама по себе не гарантирует того, что данная процедура вообще будет завершена. Данный документ используется в качестве основания прекращения трудового договора лишь постольку, поскольку стороны к моменту наступления события, исключающего возможность продолжения трудовых отношений, не будут располагать никакими иными документами, подтверждающими факт призыва.
Поскольку увольнение по п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ не зависит от воли сторон, от работника не требуется какого-либо заявления для прекращения трудовых отношений (определение Верховного Суда Республики Коми от 11.05.2017 N 33-2740/2017). Однако если стороны намерены прекратить отношения в более раннюю дату, чем та, которая определена на основании повестки о необходимости явиться в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, то получение от работника заявления, содержащего желаемую дату увольнения, представляется целесообразным.
При расторжении трудового договора в связи с призывом работника на военную службу работодатель должен выплатить ему все причитающиеся в связи с прекращением трудового договора суммы: заработную плату, не выплаченную за период до прекращения трудового договора (часть первая ст. 140 ТК РФ), компенсацию за не использованный к моменту прекращения трудового договора отпуск (часть первая ст. 127 ТК РФ), а также выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (часть третья ст. 178 ТК РФ)*(3).
Согласно п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета - один день военной службы за два дня работы (смотрите также ответ 1, ответ 2 специалистов Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Кроме того, согласно ч. 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж наравне с вышеуказанными периодами засчитываются также периоды прохождения воинской службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Таким образом, в страховом стаже можно выделить нестраховые периоды, когда работник не подлежал обязательному социальному страхованию, но эти периоды тем не менее включаются в его страховой стаж и, соответственно, влияют на размер пособия по временной нетрудоспособности. К таким периодам относится, в частности, военная служба (как по призыву, так и по контракту).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.09.2020 N 585н. Поскольку специальных правил учета в страховом стаже нестраховых периодов не установлено, то такие периоды, в том числе и периоды военной службы по призыву, засчитываются в страховой стаж в общем порядке: один день службы учитывается как один день страхового стажа (смотрите также ответ Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, апрель 2018 г.).
Следовательно, служба в армии по призыву засчитывается в трудовой и страховой стаж.
Отметим, что до 01.09.2021 запись о времени военной службы в соответствии с Законом N 53-ФЗ вносилась в трудовую книжку по месту работы (п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).
С 01.09.2021 вступил в силу порядок ведения и хранения трудовых книжек, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.05.2021 N 320н (далее - Порядок).
Согласно, п. 14 Порядка записи о профессиональной служебной деятельности в виде военной службы и государственной службы иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, вносятся в трудовую книжку по месту прохождения службы с учетом положений соответствующих федеральных законов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок прохождения государственной службы.
Сведения о трудовой деятельности отдельных категорий зарегистрированных лиц, определенных Приказом Минтруда РФ от 24.08.2020 N 533н, а также лиц, осуществляющих военную службу и государственную службу иных видов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, вносятся при увольнении со службы, если ведение (выдача) трудовых книжек предусмотрено федеральными законами, регулирующими прохождение соответствующего вида государственной службы.
Соответственно, в настоящее время любые записи о профессиональной служебной деятельности в виде военной службы, вносятся в трудовую книжку по месту прохождения службы (смотрите ответ 3, ответ 4 специалистов Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья
Ответ прошел контроль качества
5 мая 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:
- гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;
- гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Из п. 2 ст. 2 Закона N 53-ФЗ следует, что прохождение военной службы осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Граждане, проходящие военную службу в соответствии с Законом N 53-ФЗ, приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с ее окончанием (пп. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих).
*(2) Однако стоит отметить, что в разъяснениях специалистов Роструда можно встретить и другую точку зрения. Например, в некоторых консультациях на портале "Онлайнинспекция.РФ" чиновники указывают на возможность предоставления работнику на период прохождения им службы отпуска без сохранения заработной платы (ответ 1, ответ 2).
*(3) Отметим, Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя предоставлять уволенному в связи с призывом на военную службу работнику после его возвращения прежнее место работы (смотрите также ответ специалистов Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
Согласно п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ, если до призыва на военную службу гражданин работал в государственной организации, ему в течение трех месяцев после увольнения с военной службы гарантировано сохранение права:
- на поступление на работу в те же организации;
- на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.
Как видно, закон предоставляет право трудоустройства по прежнему месту работы только для работников государственных организаций (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 08.10.2020 по делу N 33-34288/2020).
Однако даже приведенная норма не предоставляет указанной категории граждан безусловного права на трудоустройство по прежнему месту работы после окончания военной службы. Как подчеркивает Конституционный Суд РФ, при невозможности трудоустройства в той же государственной организации, где работал военнослужащий до призыва, его трудоустройство должно быть осуществлено органами службы занятости (определение от 04.07.2002 N 197-О). Таким образом, фактически право на трудоустройство к бывшему работодателю у уволенного из государственной организации в связи с призывом на военную службу лица есть только в том случае, если у организации имеется подходящая вакансия (смотрите ответ 1, ответ 2 специалистов Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").