По ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи. Означает ли это, что если работодатель заключит договор оказания услуг с медицинской организацией, то он обеспечил соблюдение правил СНиП 2.09.04-87 и ст. 212 ТК РФ, при условии, что медицинская организация получит лицензию с адресом предприятия, где будет оказывать услугу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, при наличии фельдшерского здравпункта, расположенного на территории работодателя, и договора с медицинской организацией, которая имеет лицензию на соответствующий вид деятельности, работодатель обеспечит требования медицинского обеспечения работников, установленного трудовым законодательством.
Обоснование вывода:
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда (ст. 219 ТК РФ).
В соответствии с абзацем 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
В силу ст. 223 ТК РФ санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В соответствии с частью первой ст. 223 ТК РФ работодателем в целях санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников организуются в том числе посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи*(1).
Согласно п. 5.27 Свода правил СП 44.13330.2011 "СНиП 2.09.04-87. Административные и бытовые здания". Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87 (утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 N 782, далее СНиП 2.09.04-87)) при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт, а на предприятиях со списочной численностью работающих более 300 чел. должны предусматриваться фельдшерские здравпункты (п. 5.28 СП 44.13330.2011). Однако требования к порядку оказания медицинской помощи СНиП 2.09.04-87 не устанавливает.
В соответствии с частью 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.
Напомним, что медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с подп. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Значит, организация, имеющая в своем составе фельдшерский здравпункт, должна иметь соответствующую лицензию.
При этом отметим, что законодательство не содержит запрета в рамках договорных отношений на заключение договора с медицинской организацией, которая имеет лицензию на соответствующий вид деятельности, с предоставлением соответствующего помещения и оборудования (если оно имеется). Следовательно, в целях выполнения требований ст. 212 ТК РФ работодатель вправе заключить договор с медицинской организацией, которая имеет лицензию на соответствующий вид деятельности, при условии оказания услуг в фельдшерском здравпункте, расположенном на территории работодателя.
Таким образом, по нашему мнению, при наличии фельдшерского здравпункта, расположенного на территории работодателя, и договора с медицинской организацией, которая имеет лицензию на соответствующий вид деятельности, работодатель обеспечит требования медицинского обеспечения работников, установленного трудовым законодательством.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
3 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) При этом определение понятия "пост для оказания первой помощи" в законодательстве и нормативных правовых актах отсутствует. В некоторых нормативных актах вместо этого термина применяется термин "санитарный пост": например, в п. 26 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению уровней профессиональных рисков (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н) указано, что работодатель оборудует по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создает санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Однако следует отметить, что и определение термина "санитарный пост" в законодательстве об охране труда и об охране здоровья граждан не содержится.