Налоговая реформа: как изменятся УСН и НДС?

Какие планируются изменения в законодательстве по УСН с 2025 года (УСН и НДС)? Что уже принято на данный момент, что обсуждается?

Действительно, в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект), который направлен на реализацию послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29.02.2024 (за ходом рассмотрения Проекта можно наблюдать на сайте: https://sozd.duma.gov.ru/bill/639663-8 либо в нашем Досье).

Из Пояснительной записки к Проекту следует, что им, в частности, предлагается донастройка режима УСН, направленная на создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также на борьбу со схемами дробления бизнеса, когда возможность не уплачивать косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса, что нарушает принцип равенства налогообложения. Предполагается, что соответствующие изменения вступят в силу с 2025 года.

Внимание! В процессе рассмотрения законопроекта некоторые параметры могут измениться!

1. Так, налогоплательщики, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС. Положения ст. 346.11 НК РФ, которые в настоящее время определяют, что организации и ИП, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, упраздняются.

Одновременно законопроектом предусмотрено право налогоплательщиков, применяющих УСН, на освобождение от НДС, если:

- за предшествующий налоговый период сумма доходов не превысила 60 млн рублей, либо

- они переходят на УСН в том же году, когда будут применять освобождение.

Важно учитывать, что право на освобождение не будет применяться в безусловном порядке, предполагается, что о его использовании необходимо уведомлять налоговый орган. Уведомление должно составляться по утвержденной Минфином форме и направляться не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ). К уведомлению также нужно будет приложить подтверждающие документы (п. 6 ст. 145 НК РФ):

- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

- выписка из книги продаж;

- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Если в течение календарного года лимит в 60 млн рублей окажется превышенным, право на освобождение от НДС утрачивается с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение.

Соответствующие поправки планируется внести в ст. 145 НК РФ.

2. Налогоплательщикам УСН дается право выбора на применение либо общего порядка исчисления и уплаты НДС, либо пониженных ставок по НДС в размере: 5%, если сумма их доходов не превысила 250 млн рублей, и 7%, если сумма доходов не превысила 450 млн рублей. При превышении указанных лимитов право на применение пониженной ставки утрачивается с 1-го числа месяца, в котором оно имело место. При этом налогоплательщики, применяющие УСН и осуществляющие исчисление и уплату НДС по данным пониженным ставкам, не будут иметь право на налоговые вычеты по НДС.

Указанные величины размера доходов (250 млн рублей и 450 млн рублей) будут подлежать индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Тем самым Проект предполагает, что плательщики УСН могут сами решить, в каком порядке они будут уплачивать НДС:

Вариант 1. Как организации и ИП, находящиеся общем режиме налогообложения. В этом случае используются общие ставки 20% (10%) и, соответственно, имеется право на применение налоговый вычетов по НДС (ст. 171, 172 НК РФ);

Вариант 2. Исчислять налог по пониженным ставкам 5% и 7%, но права на налоговые вычеты заявить будет нельзя, в этом случае входящий НДС будет включаться в состав расходов (при условии выбора УСН с объектом "доходы минус расходы"). При выборе второго варианта в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, начиная с которого применяется пониженная ставка 5% или 7%, нужно будет представить соответствующее заявление с указанием размера налоговой ставки.

Важно также учитывать, что пониженные ставки должны подлежать применению непрерывно в течение двенадцати налоговых периодов по НДС (12 кварталов), за исключением случаев, когда организация (ИП) утратит право на их применение или право на применение УСН.

Данные поправки планируется внести в ст. 164 и ст. 171 НК РФ.

3. Законопроектом установлен порядок учета сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным налогоплательщиками, применяющими УСН, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН. Так, налогоплательщики, применяющие УСН, которые не воспользовались правом на освобождение от НДС или на применение пониженных ставок в размере 5% и 7% процентов, будут принимать к вычету данные суммы НДС. При переходе на УСН как с освобождением от НДС, так и с применением пониженных ставок НДС ранее заявленные вычеты, относящиеся к последующей реализации, а также основным средствам и нематериальным активам, надо будет восстанавливать в том квартале, после которого ожидается переход.

Данные поправки планируется внести в ст. 170 НК РФ.

Также с 1 января 2025 года для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, законопроектом предусматривается увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, до 450 млн рублей (в настоящее время - 200 млн рублей, п. 4 и п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ), а также остаточной стоимости основных средств до 200 млн рублей (в настоящее время - 150 млн рублей, п. 3 ст. 346.12 НК РФ), в том числе повышается до 337,5 млн рублей величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на УСН (сейчас 112,5 млн рублей, п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Указанные величины предельного размера доходов и остаточной стоимости основных средств, так же как и сейчас, будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Однако коэффициент-дефлятор будет применяться к доходам того года, на который он установлен. Иными словами, при переходе на УСН с 2026 года доход за 9 месяцев 2025 года нужно будет умножать на коэффициент-дефлятор 2025 года. В настоящее время используется коэффициент-дефлятор, установленный на год, с которого планируется перейти на УСН.

Лимит численности сотрудников, позволяющий находится на УСН, планируется повысить со 100 человек до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Кроме того, планируется отмена повышенных налоговых ставок по УСН 8% и 20% (п. 1.1 и п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ), то есть будет осуществлен возврат к базовым ставкам 6% и 15%, которые действовали до 2021 года и никак не зависели от величины полученного налогоплательщиком дохода.

К сведению:

(Другим законопроектом) предлагается исключить из состава доходов при УСН доходы в виде сумм возмещения, полученных за изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.

После первого чтения комитету Государственной Думы по бюджету и налогам поручено доработать Проект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении 04.07.2024. При этом в заключении Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть в том числе следующие вопросы:

- уточнение параметров применения НДС налогоплательщиками УСН;

- возможность применения покупателями товаров (работ, услуг) вычетов сумм НДС, предъявленных им продавцами, применяющими налоговые ставки пять или семь процентов;

- недопущение роста административной нагрузки на налогоплательщиков УСН и на налоговые органы в связи с реализацией права указанными налогоплательщиками на освобождение от уплаты НДС, на применение пониженных ставок налога в размере пять или семь процентов или в связи с переходом от освобождения на уплату НДС в размере пяти процентов и с переходом на уплату налога с пяти на семь процентов;

- порядок определения размера доходов, учитываемых в целях применения налогоплательщиками УСН освобождения от налогообложения НДС или применения ставок в размере пять или семь процентов, в случае одновременного применения УСН и патентной системы налогообложения;

- предложенное законопроектом изменение в части применения коэффициента-дефлятора для индексации величин предельного размера доходов налогоплательщиков в целях применения УСН (в связи с неоднозначностью указанного предложения);

- необходимо согласовать положения рассматриваемого законопроекта и положения проекта федерального закона N 577665-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Что ждет упрощенцев в 2025 году: основные параметры налоговой реформы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2024 г.);

- Реформа налоговой системы: к чему готовиться? (ГАРАНТ.РУ, 28 мая 2024 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 июля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.