ИП выставлен штраф за непредоставление уведомления постановки на учет как плательщика торгового сбора, а также за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе как плательщика торгового сбора. Нужно ли подавать уведомление, если уже выставлен штраф, и уплачивать вмененный торговый сбор?
ИП прописан в Московской области, деятельность ведет в г. Москве. Департамент Экономической политики и развития города Москвы провел проверку, и ИФНС выставляет штраф за непредоставление уведомления на учет как плательщика торгового сбора, а также за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе как плательщика торгового сбора.
Нужно ли подавать уведомление, если уже выставлен штраф, и уплачивать вмененный налоговой инспекцией г. Москвы торговый сбор, вставать на учет?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Плательщик торгового сбора обязан подавать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, в том числе если он уже уплатил штраф за неподачу этого уведомления. Также он обязан уплатить торговый сбор за период с момента начала использования торгового объекта.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 416 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.
Плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. 2 ст. 416 НК РФ).
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления, и в тот же срок плательщику сбора выдается (направляется) соответствующее свидетельство (п. 3 ст. 416 НК РФ).
Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@.
Согласно п. 1 ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Но из письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ следует, что в данном случае следует руководствоваться другой нормой, а именно п. 1 ст. 126 НК РФ.
Ею установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также п. 1.1 ст. 126 НК РФ.
В этой связи, по мнению налоговиков, если плательщиком торгового сбора представлено несвоевременно соответствующее уведомление, такой плательщик торгового сбора подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ. То есть взыскивается штраф в размере 200 рублей.
Очевидно, что повторно за то же самое нарушение наказать налогоплательщика нельзя, даже если он так и не представит указанное уведомление.
К сведению:
Одновременно к ответственности может быть привлечено должностное лицо организации на основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Однако надо иметь в виду, что к налогоплательщику также может быть применена ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 116 НК РФ.
Ею установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
В том же письме ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ говорится, что при наличии доказательств, подтверждающих факт ведения деятельности без постановки на учет в качестве плательщика сбора, получения доходов в указанный период плательщиком сбора, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ.
В частности, таким доказательством может являться информация (акт о выявлении нового объекта обложения сбором), представленная уполномоченным органом о выявлении нового объекта обложения сбором, если таким плательщиком сбора не было ранее представлено уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
В отношении данного штрафа можно сказать, что если он был назначен налоговым органом на основании информации уполномоченного органа, то это не значит, что он не может быть вновь привлечен к ответственности по той же статье.
Это может произойти, если он, так и не представив уведомление, продолжит использовать тот же самый торговый объект.
Уполномоченный орган вправе провести повторную проверку, и если он вновь выявит работу налогоплательщика без постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, то уже за новый период будет назначен штраф в размере 10 процентов от доходов.
Поэтому рекомендуем безотлагательно подать названное уведомление, несмотря на уплату штрафа по п. 1 ст. 116 НК РФ.
Надо также учитывать, что уплата штрафа не освобождает налогоплательщика от необходимости погасить задолженность по уплате налога (в данном случае сбора).
Обязанность по уплате сбора обусловлена использованием имущества для осуществления торговли. Возникновение и прекращение объекта обложения сбором связано с фактом использования имущества (письмо ФНС России от 18.08.2015 N СА-4-7/14504@).
Смотрите также Энциклопедия решений. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах плательщиков торгового сбора (июнь 2024).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
5 июля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.