Может ли налоговый орган требовать представления уточненной налоговой отчетности и взыскивать задолженность по истечении трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода?
В 2024 году казенным учреждением от налогового органа получено требование о представлении пояснений или корректировке налоговой отчетности за 2017 год. После представления уточненной налоговой отчетности за 2017 год с увеличенными обязательствами у казенного учреждения образовалась налоговая задолженность и были начислены пени. Может ли налоговый орган требовать представления уточненной налоговой отчетности и взыскивать задолженность по истечении трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Требование налогового органа о представлении уточненной налоговой отчетности и взыскание налоговой задолженности по истечении трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода закону не противоречат.
Обоснование позиции:
Согласно подп. 2, 8, 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки, требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, взыскивать задолженность в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.
Пункт 3 ст. 88 НК РФ устанавливает, что в случае, если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в п. 2 ст. 221.1 НК РФ) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Соответственно, налоговый орган вправе требовать представления налогоплательщиком уточненной налоговой отчетности при проведении камеральной налоговой проверки.
В рассматриваемой ситуации срок для проведения камеральной налоговой проверки налоговой отчетности за 2017 год истек (п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом НК РФ не содержит норм, прямо запрещающих налоговым органам использовать полномочия, предоставленные им п. 3 ст. 88 НК РФ, за рамками срока проведения камеральной налоговой проверки, равно как и норм, прямо допускающих такие действия.
В материалах судебной практики представлены подходы, согласно которым предусмотренный п. 2 ст. 88 НК РФ срок проведения камеральной налоговой проверки не является пресекательным, его истечение само по себе не свидетельствует о незаконности проведения камеральной налоговой проверки, не является препятствием для установления факта неуплаты налога и принятия мер к его взысканию, равно как и самостоятельным основанием для признания недействительным решения по ее итогам (смотрите, например, постановление АС Московского округа от 18.08.2022 N Ф05-18424/22 по делу N А40-239179/2021, постановление АС Северо-Западного округа от 27.05.2021 N Ф07-4476/21 по делу N А56-42497/2020, апелляционное определение СК по административным делам Белгородского областного суда от 18.06.2020 по делу N 33а-1814/2020, постановления АС Московского округа от 10.07.2017 N Ф05-10831/16 по делу N А40-173859/2015, АС Северо-Кавказского округа от 07.07.2017 N Ф08-4058/17 по делу N А53-5300/2016, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 (п. 9)).
Наличие такого рода правовой позиции создает предпосылки для квалификации действий налогового органа по истребованию у казенного учреждения в 2024 году в связи с выявлением ошибок соответствующих пояснений или внесению исправлений в налоговую отчетность за 2017 год в качестве допустимых.
В рассматриваемой ситуации казенное учреждение в ответ на полученное требование представило в налоговый орган уточненную налоговую отчетность за 2017 год с увеличенными суммами налоговых обязательств. Факт представления данной отчетности является основанием для отражения на едином налоговом счете (ЕНС) казенного учреждения совокупной обязанности в размере отраженных в ней сумм, а также соответствующей суммы пеней, рассчитанных в соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неуплатой налоговых платежей за 2017 год в установленный срок (п. 2 ст. 11, подп. 2 п. 5, п. 6 ст. 11.3 НК РФ).
Поскольку иного не предусмотрено законом, считаем, что сам по себе факт образования недоимки более трех лет назад не является препятствием для отражения соответствующей совокупной обязанности на ЕНС, равно как и для начисления пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ). В письме Минфина России от 14.01.2013 N 03-02-07/1-5 также отмечается, что НК РФ не установлен общий срок давности выявления недоимки. Согласно постановлению АС Московского округа от 12.09.2022 N Ф05-22136/22 по делу N А40-252292/2019 пени начисляются в течение всего периода наличия у налогоплательщика недоимки.
Как мы поняли, в результате отражения в 2024 году на ЕНС казенного учреждения недоимки по налоговым платежам за 2017 год и начисленной суммы пеней образовалось отрицательное сальдо ЕНС (п. 3 ст. 11.3 НК РФ), что является основанием для направления налоговым органом казенному учреждению требования об уплате задолженности (ст. 69, 70 НК РФ) и ее последующего принудительного взыскания в случае неисполнения указанного требования в установленный срок (ст. 46, 47 НК РФ).
Обстоятельств, прямо препятствующих взысканию с казенного учреждения недоимки за 2017 год и соответствующих пеней, мы в данном случае не видим, поскольку установленные для этих действий сроки начинают отсчитываться с момента образования отрицательного сальдо ЕНС. Заметим, что как такового срока давности для взыскания недоимки (задолженности), "привязанного" к моменту ее возникновения или совершения налогового правонарушения (например, три года), НК РФ не установлено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
22 марта 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.