Необходимо ли уже имеющим аккредитацию IT-организациям проходить процедуру подтверждения IT-аккредитации в 2023 году? Если необходимо, то какие документы, по каким формам необходимо направлять для подтверждения IT-аккредитации и в какой орган? В какие сроки необходимо направлять данные документы для подтверждения прохождения процедуры IT-аккредитации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении организации должна быть проведена проверка соответствия условиям и критериям государственной аккредитации. Самой организации не нужно направлять никакие документы в Минцифры России, кроме согласия на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с требованиями, внесенными в постановление N 1729 в феврале 2023 года.
К проверке нужно готовиться уже сейчас, так как она будет проведена в любое время по 1 июля 2023 года.
Обоснование вывода:
Если IT-компания в организационно-правовой форме хозяйственного общества уже находится в реестре аккредитованных IT-компаний, то, во-первых, в прошлом году в течение месяца с момента вступления в силу нового порядка нужно было направить в ФНС согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну (в целях прохождения проверки на соответствие требованиям, предъявляемым к аккредитованным ИТ-компаниям. Более подробно смотрите приказ Федеральной налоговой службы от 14 ноября 2022 г. N ЕД-7-19/1085@).
Во-вторых, постановлением Правительства РФ от 22.02.2023 N 296 (далее - Постановление N 296) в Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 (далее - Положение), были внесены изменения, затронувшие значительное число пунктов этого Положения. В частности, изменения коснулись перечня кодов ОКВЭД, содержащегося в Приложении N 1 к Положению, а также подп. д п. 4 Положения, согласно которому для государственной аккредитации организация должна обеспечить возможность раскрытия уполномоченному органу сведений, составляющих налоговую тайну, за предыдущий и текущий годы и на период не менее 2 календарных лет после подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации. При этом содержание п. 26 Положения, который также упоминается в вопросе, осталось неизменным.
Согласно п. 2 Постановления N 296 оно вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом норм, придающих обратную силу утвержденным этим Постановлением изменениям, оно не содержит. Следовательно, само по себе внесение таких изменений не может являться поводом для аннулирования аккредитации организации, которая была получена в период действия прежней редакции Положения.
В то же время необходимо учитывать, что все аккредитованные организации ежегодно, до 1 июля, должны проходить плановую процедуру подтверждения соответствия (п. 27 Положения). Кроме того, уполномоченным органом не более одного раза в год может быть проведена внеочередная проверка таких организаций за последний отчетный период, которым считается предыдущий квартал (п. 24 Положения). При этом в ходе данных контрольных мероприятий проверяется соответствие организации условиям и критериям, предусмотренным п. 22 и п. 25.1 Положения.
В свою очередь, подп. "в" п. 22 Положения предусматривает аннулирование аккредитации организации в случае ее несоответствия пп. 4-10 названного Положения (то есть в том числе и подп. "д" п. 4 Положения), а подп. "г" п. 25.1 Положения включает в предмет проверки обеспечение организацией возможности раскрытия сведений уполномоченному органу путем представления в налоговые органы соответствующего согласия в порядке, утвержденном в соответствии с подп. 1 п. 1 и п. 2.3 ст. 102 НК РФ.
С учетом изложенного можно прийти к выводу о том, что организация на момент проведения проверки должна обеспечить раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, не только за текущий и предыдущий годы, но и за два следующих года (2024 и 2025). Сроки предоставления организацией соответствующего согласия напрямую из приведенных норм не вытекают, однако совершенно очевидно, что это должно быть сделано как минимум до даты проведения плановой процедуры подтверждения соответствия (то есть, учитывая, что такая процедура может быть проведена в любой период с 1 января по 1 июля 2023 года, как можно скорее).
Вместе с тем обращаем внимание на то, что указанные выводы сделаны нами лишь на основе системного анализа норм Положения. Каких-либо официальных разъяснений на этот счет нам обнаружить не удалось. В связи с чем рекомендуем обратиться за такими разъяснениями в Минцифры России, которое уполномочено давать их в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729.
В-третьих, как мы уже указали выше, до 1 июля 2023 года будет проводиться плановая проверка с целью подтверждения соответствия организаций условиям, предусмотренным пп. 22 и 25.1 Положения, об этом сказано в п. 27 Положения.
В целом детальной специальной регламентации порядка проведения подтверждения законодательство не содержит. Вместе с тем из Положения следует, что соответствие предусмотренным им условиям подтверждается документами (сведениями), перечисленными в приложении N 2 к Положению.
В свою очередь, из содержания приложения N 2 вытекает, что практически все перечисленные в нем сведения могут быть получены посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия или из государственных информационных ресурсов в сети Интернет. То есть эта проверка осуществляется посредством направления в том числе через единую систему межведомственного электронного взаимодействия в соответствующие федеральные органы исполнительной власти запросов и (или) посредством получения информации из общедоступных источников, включая сайт организации в сети "Интернет".
Исключение составляют лишь сведения о доходах (расходах) организации от деятельности в области информационных технологий, справка о доходах (расходах) и выписка из реестра стартапов (если речь о стартапе) субъекта РФ, которые согласно приложению N 2 предоставляются непосредственно аккредитованной организацией в момент проведения проверки.
При этом п. 26 Положения возлагает на аккредитованную организацию обязанность ежегодно не позднее 1 июня представлять в уполномоченный орган подписанное руководителем организации или уполномоченным лицом заявление о том, что доходы, полученные за предыдущий год в результате осуществления деятельности в области информационных технологий, составляют более 30% общего дохода организации, а также справку о доходах, полученных организацией за предыдущий год от физических и юридических лиц от деятельности в области информационных технологий, с указанием конкретного вида деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности в области информационных технологий, утвержденным уполномоченным органом, по форме, установленной уполномоченным органом. Справка о доходах должна подтверждать доход организации, полученный в результате осуществления деятельности в области информационных технологий, в размере более 30% общего дохода организации с указанием общей суммы дохода и процентного соотношения дохода, полученного от конкретного вида деятельности, и общего дохода.
Таким образом, по смыслу приведенных норм проверка аккредитованной организации на соответствие условиям, предусмотренным Положением, производится уполномоченным органом без выезда в организации на основании сведений, полученных им из систем межведомственного взаимодействия и государственных информационных ресурсов, а также (в меньшей степени) от самой организации в порядке, предусмотренном п. 26 Положения.
Кроме того, уполномоченный орган также вправе запросить, а организация вправе предоставить любые документы или сведения, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных Положением.
Согласно абзацу третьему п. 27 Положения предоставление таких сведений и документов является правом, но не обязанностью аккредитованной организации. Однако следует помнить, что их непредоставление может привести к аннулированию аккредитации организации в связи с неподтверждением ее соответствия условиям Положения (п. 22 и п. 28 Положения).
Отдельно подчеркнем, что в случае если организация по итогам предыдущего квартала применяла пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подп. 1.1 п. 2 и подп. 2.2 ст. 427 НК, внеочередная проверка в соответствии с настоящим пунктом в отношении такой организации не проводится, если только организация не утратила в предыдущем квартале право на применение этих пониженных тарифов страховых взносов (абз. второй и третий п. 24 Положения).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Определение размера среднемесячных выплат в пользу работников организации в целях подтверждения ее соответствия требованиям "Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2023 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат
Ответ прошел контроль качества
21 апреля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.