В автономном учреждении в 2016 году была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 4 600 000 рублей. В 2020 году была произведена переоценка кадастровой стоимости земельного участка (с 4 600 000 рублей на 9 000 000 рублей). 15 ноября 2021 года автономное учреждение подало в суд иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости согласно произведенной оценке (1 800 000 рублей) - оспаривалась кадастровая стоимость в 4 600 000 рублей. 21 января 2022 года было решение суда в пользу автономного учреждения. Дата внесения изменения о новой кадастровой стоимости в ЕГРН - 28 июня 2022 года. Дата начала применения согласно выписке из ЕГРН - с 01.01.2021. В 2020 году земельный налог уплачивался с кадастровой стоимости в 4 600 000 рублей, в 2021 году - с 9 000 000 рублей. Автономное учреждение вправе осуществить перерасчет земельного налога за 2020 год или только за 2021 год?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автономное учреждение вправе пересчитать сумму земельного налога как за 2021 год, так и за 2020 год.
Обоснование вывода:
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ (п. 1 ст. 390 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2021 г.) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (календарного года - п. 1 ст. 393 НК РФ), с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
На основании абзаца второго п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. Из этого можно сделать вывод, что кадастровая стоимость, установленная решением суда на основании рыночной, подлежит применению для расчета налога на имущество с той же даты, с которой применялась для налогообложения оспариваемая кадастровая стоимость (письмо ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@, информация ФНС России от 05.01.2021, смотрите также письма Минфина России от 15.02.2019 N 03-05-05-01/9513, ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@, от 18.09.2018 N БС-4-21/18128).
Отметим, что положения пункта 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции Закона N 334-ФЗ) подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Закона N 334-ФЗ, письмо ФНС России от 10.08.2021 N СД-4-21/11260@).
В силу ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей, что может быть актуально с учетом того, что сведения об изменении кадастровой стоимости недвижимого имущества и его владельцах в установленном порядке сообщаются регистрирующими органами в налоговый орган (п. 4 ст. 85 НК РФ, приказ ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@).
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации оспариваемая кадастровая стоимость в размере 4 600 000 рублей применялась для целей исчисления земельного налога в 2020 году, то, соответственно, автономное учреждение вправе пересчитать сумму земельного налога как за 2021 год, так и за 2020 год.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Как организациям уплачивать земельный налог?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
10 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.