1. Сотрудник российской компании работает по трудовому договору, в котором указана возможность дистанционной (удаленной) работы (место работы в договоре не указано). Сотрудник с июня живет в Словении и планирует там остаться до конца года. Соответственно, он потеряет статус налогового резидента РФ. Какие возникают ставки НДФЛ? Как можно убедиться в налоговом статусе сотрудника? Является ли компания источником дохода вне РФ (согласно письму Минфина России от 25.02.2022 N 03-04-05/13207)? 2. Сотрудник находится в длительной служебной командировке (более шести месяцев) за границей. Статус налогового резидента РФ он потеряет. Каким образом организация должна выплатить ему доход: это будет вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей или средний заработок (по суточным все понятно)? Как доход работника будет облагаться НДФЛ? Почему доход, который выплачивает российская организация, трактуется как доход от источников за пределами РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
На российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, возложены обязанности по исчислению, удержанию и уплате сумм налога, исчисленных в соответствии со ст. 225 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Уплата НДФЛ зависит от налогового статуса сотрудника (является он налоговым резидентом РФ или нет) и источника дохода (в РФ и за пределами РФ).
Подробнее ситуация изложена по тексту ответа.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
На российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, возложены обязанности по исчислению, удержанию и уплате сумм налога, исчисленных в соответствии со ст. 225 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (ст. 209 НК РФ).
Из прямого прочтения норм НК РФ следует, что уплата НДФЛ зависит от налогового статуса сотрудника (является он налоговым резидентом РФ или нет) и источника дохода (в РФ и за пределами РФ).
По вопросу о том, почему доход, который выплачивает российская организация, трактуется как доход от источников за пределами РФ, отметим, что такой доход за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ определен законодателем в подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ в качестве дохода от источников за пределами РФ. Также Минфин России сообщал, что "отнесение получаемого физическим лицом вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей к тому или иному источнику дохода не зависит от источника финансирования расходов на выплату такого вознаграждения, а определяется исключительно территориальным нахождением места, где соответствующие обязанности выполняются" (письмо Минфина России от 31.08.2006 N 03-05-01-04/254).
Но стоит сказать, что нами обнаружено иное мнение судей, представленное в апелляционном определении СК по гражданским делам Московского областного суда от 28.09.2020 по делу N 33-24474/2020. Речь шла о выплатах административному директору, работающему дистанционно в иностранном государстве, причем трудовыми договорами было предусмотрено условие об удержании из заработной платы работника НДФЛ в соответствии с действующим законодательством РФ. Судьи указали, что ссылка в апелляционной жалобе на положения подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ, предусматривающего, что к доходам, полученным от источников за пределами РФ, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ, несостоятельны, поскольку в данном случае вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей было получено истцом не от источника за пределами РФ, под которым в силу положений ст. 11 НК РФ понимается организация, от которой налогоплательщик получает доход, а в период дистанционной работы ответчик выплачивал истцу заработную плату из фонда заработной платы последнего на условиях заключенных между сторонами трудовых договоров. Как видим, суд дал иное толкование, чем представлено в приведенном выше письме Минфина России от 31.08.2006 N 03-05-01-04/254 (позиция финансового ведомства представляется более обоснованной, поскольку основана на норме ст. 208 НК РФ).
Также с позиции налогового законодательства РФ для определения налогового статуса лица не является принципиальным вопрос о наличии или отсутствии у него статуса налогового резидента конкретного иностранного государства в рамках НК РФ. Лицо либо признается налоговым резидентом РФ, либо нет (исходя из количества дней пребывания лица на территории РФ), остальные обстоятельства в этом случае правового значения не имеют (смотрите Вопрос: Статус налогового резидента РФ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.)). Этот же подход, на наш взгляд, следует применять и в случае, если в договоре с дистанционным работников не указано место работы в каком-то конкретном государстве: на каждую дату выплаты дохода определяется статус физического лица - резидент или нерезидент РФ.
1. О ситуации, когда сотрудник выполняет работу, проживая на территории Словении, можем пояснить следующее.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, за исключением лиц, отдельно упомянутых в ст. 207 НК РФ. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).
При этом факт постоянной регистрации по месту проживания, гражданство физического лица или членов его семьи, иные критерии для целей установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации в гл. 23 НК РФ не используются (письмо ФНС России от 04.10.2017 N ГД-3-11/6542@). Вид на жительство не является документом, подтверждающим фактическое время его нахождения на территории страны (письмо Минфина России от 25.12.2014 N 03-04-05/67311).
При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году) (письма Минфина России от 22.11.2012 N 03-04-06/6-331, от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории РФ, включая дни приезда и дни отъезда (письма Минфина России от 15.02.2022 N 03-04-06/10462, от 15.02.2017 N 03-04-05/8334).
Налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату получения дохода физическим лицом (письма Минфина России от 02.02.2021 N 03-04-06/6361, от 08.12.2020 N 03-04-05/107251).
Налоговый агент в соответствии с п. 5 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных пп. 3 и 3.1. ст. 24 НК РФ, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В этой связи ответственность за правильность определения налогового статуса физических лиц - получателей доходов лежит на организации, являющейся налоговым агентом в отношении указанных доходов. В этих целях организация вправе запрашивать у физических лиц все необходимые документы (письма Минфина России от 02.02.2021 N 03-04-06/6361, от 08.12.2020 N 03-04-05/107251).
При этом документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ, НК РФ не установлены. Это может быть документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выданный ФНС России на основании заявлении физического лица по форме согласно приказу ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@. На сайте ФНС России работает онлайн-сервис "Подтверждение статуса налогового резидента РФ", позволяющий получить данный документ.
Для указанных целей могут использоваться любые документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ и позволяющие установить количество календарных дней пребывания лица на территории РФ. Документами, подтверждающими фактическое нахождение физического лица на территории РФ, являются, прежде всего, копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы. В случаях, когда упомянутые документы представить невозможно, в качестве таких документов выступают сведения из табеля учета рабочего времени, данные миграционных карт, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ (письмо ФНС России от 06.09. 2016 N ОА-3-17/4086, письмо Минфина России от 15.08.2016 N 03-08-05/47797).
В случае, если физическое лицо не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами (письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-04-06/32676). Смотрите также материалы: Энциклопедия решений. Определение периода в 183 календарных дня для целей НДФЛ, Энциклопедия решений. Подтверждение статуса резидента (нерезидента) РФ (для физических лиц), Энциклопедия решений. Определение периода в 12 месяцев для целей НДФЛ.
При этом с 1 января 2016 года для подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту - источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Если такие документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым РФ заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в РФ, налоговый агент - источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Россией заключен международный договор по вопросам налогообложения. Подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора РФ по вопросам налогообложения. Если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык (п. 6 ст. 232 НК РФ, смотрите Энциклопедию решений. Устранение двойного налогообложения по НДФЛ физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ).
Налоговая ставка в отношении доходов, получаемых налоговыми резидентами РФ от источников на территории РФ и за ее пределами, применяется в следующих размерах:
- если сумма налоговых баз (перечислены в п. 2.1 ст. 210 НК РФ) за налоговый период равна или менее 5 млн рублей, - 13%;
- если сумма налоговых баз за налоговый период более 5 млн рублей - 650 тысяч рублей и 15% от суммы налоговых баз, превышающей 5 млн рублей (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Налоговая ставка в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением ряда доходов, указанных в п. 3 ст. 224 НК РФ, устанавливается в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками НДФЛ только в отношении доходов от источников в РФ (п. 2 ст. 209 НК РФ).
Перечни доходов от источников в РФ и за ее пределами содержит ст. 208 НК РФ.
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в РФ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).
Минфин России в письме от 25.02.2022 N 03-04-05/13207 разъясняет, что порядок налогообложения доходов сотрудника зависит от того, как трудовой договор предусматривает определение места работы сотрудника: на территории РФ или на территории иностранного государства.
В письме Роструда от 17.04.2021 N ПГ/08368-6-1 сказано, что дистанционная работа, как правило, предполагает возможность работника самостоятельно определять свое место нахождения, место выполнения работы, его независимость в этой части от воли работодателя. Трудовым договором дистанционному работнику может быть определено конкретное место выполнения должностных обязанностей (рабочее место) вне места нахождения организации.
Вместе с тем трудовой договор о дистанционной работе должен включать в себя обязательные условия в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ, а также условия, устанавливаемые в соответствии с гл. 49.1 ТК РФ, в частности, место работы. Смотрите также материалы: Энциклопедия решений. Содержание трудового договора о дистанционной работе, Энциклопедия решений. Место работы дистанционного работника.
При этом трудовым законодательством не раскрыто понятие места работы и не урегулирован вопрос о работающем за пределами РФ дистанционном работнике. Под местом работы дистанционного работника следует понимать место, в котором он непосредственно исполняет обязанности, возложенные на него трудовым договором (письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 14.05.2021 N 77/7-13019-21-ОБ/10-17963-ОБ/18-1356, со ссылкой на письмо Роструда от 07.10.2013 N ПГ/8960-6-1).
В качестве места работы дистанционного работника указываются организации-клиенты и их места нахождения, а также при необходимости можно указать место выполнения работы (адрес места жительства) (письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 04.03.2021 N 77/10-6600-ОБ/18-1299).
В письме Роструда от 15.07.2021 N ПГ/19582-6-1 сказано, что местом работы дистанционного работника является место его нахождения (место исполнения трудовых обязанностей). С учетом позиции Верховного Суда РФ, приведенной в Обзоре, утвержденном 26.02.2014, представляется достаточным конкретизировать место работы до населенного пункта. По смыслу ст. 57 ТК РФ под местом работы, которое обязательно должно быть указано в трудовом договоре, следует понимать именно населенный пункт.
В письме Минфина России от 25.02.2022 N 03-04-05/13207 даны разъяснения по вопросу обложения НДФЛ доходов сотрудника организации, направляемого за пределы РФ. Из прямого прочтения следует, что речь идет о случаях, когда сотрудник выполняет работу за пределами РФ по инициативе работодателя.
Что касается вопроса обложения НДФЛ выплат, производимых организацией, находящейся на территории РФ, по трудовым договорам о дистанционной работе в пользу граждан РФ, находящихся за пределами территории РФ, то Минфин России в письме от 14.04.2021 N 03-04-06/27827 сообщает следующее. В случае, если трудовой договор предусматривает определение места работы сотрудника как место нахождения его рабочего места в иностранном государстве, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ по такому договору согласно подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ относится к доходам от источников за пределами РФ. Смотрите также письма ФНС России от 15.07.2021 N БС-4-11/9947@, Минфина России от 01.08.2018 N 03-04-06/54321, от 24.01.2019 N 03-04-05/3585, от 18.07.2019 N 03-04-06/53227, Энциклопедию решений. НДФЛ с доходов дистанционных работников.
В данной ситуации, как мы поняли, место работы дистанционного сотрудника менялось в течение года.
Дистанционный работник выполняет свои обязанности на территории РФ
На основании подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ.
Таким образом, доходы сотрудника организации - налогового резидента РФ, выполняющего работы по трудовому договору дистанционно на территории РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13% (15%) (п. 1 ст. 224 НК РФ). Если такой сотрудник не признан налоговым резидентом РФ, указанные доходы подлежат налогообложению по ставке 30% (за некоторыми исключениями) (п. 3 ст. 224 НК РФ) (смотрите письма Минфина России от 23.07.2021 N 03-04-05/59244, от 20.01.2021 N 03-04-06/2495, от 12.05.2017 N 03-04-06/28634, от 22.02.2017 N 03-04-05/10518, от 22.02.2017 N 03-04-06/10460, от 07.11.2016 N 03-04-06/65550, от 20.02.2016 N 03-04-06/9783).
В обоих случаях организация, производящая выплаты дистанционным работникам, признается налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление, удержание и перечисление НДФЛ в бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Дистанционный работник выполняет свои обязанности за пределами РФ
Доходы сотрудника организации - налогового резидента РФ, выполняющего работы по трудовому договору дистанционно за пределами РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13% (15%) (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ, п. 2 ст. 208 НК РФ физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода (смотрите также письма Минфина России от 23.11.2021 N 03-04-05/94568, от 20.04.2021 N 03-04-06/29535, от 14.04.2021 N 03-04-06/27827, от 01.08.2018 N 03-04-06/54321, от 21.02.2018 N 03-04-05/10825, от 19.02.2018 N 03-04-06/10125, от 03.08.2017 N 03-03-06/1/49710 и др.).
Доходы сотрудника организации, не признаваемого налоговым резидентом РФ, полученные от источников за пределами РФ, на основании п. 2 ст. 209 НК РФ не являются объектом обложения НДФЛ в России (смотрите письма Минфина России от 04.03.2022 N 03-04-06/15886, от 23.11.2021 N 03-04-05/94568, от 20.04.2021 N 03-04-06/29535, от 14.04.2021 N 03-04-06/27827, от 30.07.2020 N 03-04-06/66831, от 01.08.2018 N 03-04-06/54321, от 21.02.2018 N 03-04-05/10825, от 19.02.2018 N 03-04-06/10125, от 18.01.2018 N 03-04-05/2325 и др.).
Как следует из вопроса, в данном случае место работы в трудовом договоре не определено как расположенное в иностранном государстве. Можно допустить, что работник в январе-мае исполнял свои обязанности дистанционно на территории РФ. В июне он уезжает в Словению и свои трудовые обязанности будет исполнять в иностранном государстве. Поскольку в РФ он возвращаться не планирует, по окончании налогового периода его статус резидента сменится на статус нерезидента РФ.
При этом статус работника организации следует определять на каждую дату выплаты дохода (за 30, июня, 31 июля, 31 августа и т.д.). Причем статус резидента от утратит не сразу по выезде из РФ, а, скорее всего, статус нерезидента будет определен на дату выплаты дохода в ноябре-декабре.
Вознаграждение физического лица, полученное от российской организации за выполненную работу на территории Словении, признается в целях обложения НДФЛ доходом, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Смотрите п. 1 ст. 15 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Люблян, 29 сентября 1995 г.), письмо Минфина России от 13.03.2020 N 03-08-05/19240.
Доходы физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами РФ в соответствии со ст. 207 НК, полученные от источников за пределами РФ, с учетом положений ст. 209 НК РФ не являются объектом обложения НДФЛ в РФ (письма Минфина России от 04.03.2022 N 03-04-06/15886, от 25.02.2022 N 03-04-05/13207).
В таком случае, поскольку начиная с июня доходы работника считаются полученными от источников за пределами РФ, такие доходы до момента, пока он будет признаваться в соответствии со ст. 207 НК РФ налоговым резидентом РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13 (15) процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом согласно подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ, п. 2 ст. 228 НК РФ). Но если в течение налогового периода статус сотрудника организации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, он в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ не признается плательщиком НДФЛ по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате НДФЛ в РФ такое лицо не имеет (смотрите письма Минфина России от 21.02.2012 N 03-04-06/6-43, от 30.11.2011 N 03-04-05/6-966). Указанный порядок применяется в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, вне зависимости от положений какого-либо соглашения об избежании двойного налогообложения доходов (письмо Минфина России от 26.12.2011 N 03-04-06/6-360).
Общая сумма налога исчисляется налоговым агентом по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 3 ст. 24 НК РФ).
Как уже сказано выше, если в течение налогового периода статус физических лиц - налоговых резидентов РФ меняется на нерезидентов и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса не признаются плательщиками НДФЛ по доходам, полученным от источников за пределами РФ с начала налогового периода. Налог с доходов, полученных от источников в РФ, при утрате статуса налогового резидента подлежит перерасчету налоговым агентом по ставке 30% в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ с начала налогового периода (письмо Минфина России от 23.12.2008 N 03-04-06-01/381, письмо УФНС России по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121898, письма ФНС России от 30.04.2021 N БС-4-11/6168@, от 13.08.2021 N СД-4-11/11455@. Поскольку доходом от источников в РФ в данном случае являются доходы, полученные работником в период, пока он еще выполнял дистанционно трудовые обязанности в Российской Федерации, полагаем, что такой пересчет следует сделать в отношении доходов, полученных за январь-май (то есть до отъезда в Словению).
То есть в данном случае, как мы полагаем, просматриваются несколько этапов в течение налогового периода:
1. Работник - резидент, дистанционно трудится в РФ, получает доходы от источников в РФ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ) - организация является налоговым агентом, удерживает налог по ставке 13 (15) процентов (январь-май).
2. Работник уехал в Словению. Пока является резидентом, но доходы получает уже от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Налог по ставке 13 (15) процентов (как резидент) должен самостоятельно задекларировать и уплатить в РФ по окончании года (предположим, за июнь-ноябрь). Налоговый агент НДФЛ из доходов работника не удерживает.
3. Работник получил в налоговом периоде статус нерезидента (предположим, в декабре). Доходы нерезидента от источников за пределами РФ НДФЛ (за период июнь-декабрь) в Российской Федерации не облагаются. Их нужно задекларировать в Словении. Поскольку статус резидента по итогам года утрачен, подавать декларацию в РФ (как описано в этапе 2) не нужно.
4. Налоговый агент при получении работником статуса нерезидента в декабре пересчитывает доходы, выплаченные ему за период январь-май, по ставке 30 процентов. То есть получается, что такие доходы от источников в РФ получило лицо, не являющееся в налоговом периоде резидентом РФ. Соответственно, они облагаются по ставке 30 процентов.
К сведению.
В настоящее время проходит оценку регулирующего воздействия проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ" (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации)" (подготовлен Минфином России 25.07.2022). Как указано в Пояснительной записке к проекту, в налоговом законодательстве закрепляются особенности налогообложения вознаграждений при исполнении трудовых обязанностей дистанционно за пределами РФ. Предлагается установить, что выплачиваемые российскими организациями - работодателями вознаграждения за исполнение таких обязанностей относятся в целях налогообложения к доходам от источников в РФ. Предполагается дополнить п. 1 ст. 208 НК РФ подпунктом 6.2 следующего содержания: вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем, являющимся российской организацией (за исключением договора, заключенного с обособленным подразделением российской организации, зарегистрированным за пределами РФ), с обособленным подразделением иностранной организации, зарегистрированным на территории РФ. Также предполагается дополнить п. 1 ст. 208 НК РФ подпунктом 6.3. Смотрите информацию Минфина России от 27.07.2022 "Разъяснения особенностей налогообложения выплат дистанционным сотрудникам российских компаний, работающим за рубежом".
2. По вопросу выплаты дохода и обложения его НДФЛ физическому лицу при направлении его в служебную командировку за пределы РФ Минфин России в письме от 25.02.2022 N 03-04-05/13207 разъясняет следующее.
В соответствии со ст. 167 ТК при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в частности, сохранение среднего заработка, Таким образом, в период нахождения за пределами РФ организация выплачивает сотруднику сумму среднего заработка. Указанные выплаты среднего заработка, производимые российской организацией при направлении работника в служебную командировку, не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ и относятся к доходам от источников в РФ.
С учетом п. 3 ст. 224 НК РФ указанные доходы, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30%, за исключением предусмотренных случаев. Смотрите Энциклопедию решений. НДФЛ при зарубежных командировках.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Место работы дистанционного работника;
- Энциклопедия решений. Когда гражданин России - не налоговый резидент РФ;
- Энциклопедия решений. Подтверждение статуса резидента (нерезидента) РФ (для физических лиц);
- Энциклопедия решений. Учет оплаты труда налоговых резидентов РФ и нерезидентов РФ;
- Энциклопедия решений. НДФЛ с суммы среднего заработка, сохраняемого за работниками, направляемыми в командировку;
- Кожемякина Е. 4 варианта оформить на работу находящегося сегодня за рубежом сотрудника (ГАРАНТ.РУ, 27 ноября 2020 г.);
- Может ли дистанционный работник трудиться за рубежом? (В.В. Симоненко, журнал "Законодательство", N 9, сентябрь 2021 г.)
- Вопрос: НДФЛ при выплате вознаграждения по договору ГПХ бывшему работнику, который на момент получения дохода утратил статус резидента РФ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.);
- Вопрос: Налогообложение доходов физического лица при переезде за границу (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чупракова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
17 августа 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.