Заказчик (российская организация) оплачивает иностранному подрядчику (резидент КНР) работы (услуги) по техническому и декорационному оснащению внешней онлайн-студии для освещения в средствах массовой информации события - Красноярского экономического форума-2022. Место нахождения онлайн-студии - город Пекин (Китай). Речь не идет, в частности, об оказании услуг аренды или рекламных услуг. Облагается ли НДС данная операция в России (признается ли заказчик налоговым агентом)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оказываемые китайским контрагентом работы (услуги) не признаются объектом налогообложения НДС в РФ, соответственно, российская организация - заказчик не признается налоговым агентом по данному налогу.
Обоснование позиции:
Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, организации, к которым относятся и иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, то есть иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ).
Операции по выполнению работ и оказанию услуг иностранной организацией признаются объектом налогообложения НДС в случае, если работы и услуги считаются реализованными на территории РФ (пп. 4, 5 ст. 38, п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Место реализации работ (услуг) для целей исчисления НДС определяется по правилам, установленным ст. 148 НК РФ.
Согласно общему правилу место реализации работ (услуг) для целей исчисления НДС определяется по месту осуществления деятельности исполнителя (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ). Специальные правила установлены в отношении отдельных видов работ (услуг), поименованных в подп. 1-4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ (смотрите также п. 1.1 ст. 148 НК РФ).
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), в данном случае являются контракт, заключенный с китайским исполнителем, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг) (п. 4 ст. 148 НК РФ).
Работы (услуги) по техническому и декорационному оснащению внешней онлайн-студии прямо в подп. 1-4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ не поименованы, что создает предпосылки для определения места их реализации на основании подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которому они считаются реализованными на территории Китая. В таком случае у китайского исполнителя не возникает объекта налогообложения НДС в России, а у российской организации - заказчика обязанностей по выполнению функций налогового агента по НДС (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ).
Однако учитывая комплексный характер реализуемых китайским исполнителем работ (услуг), мы не исключаем и иного подхода к определению места их реализации, в том числе с использованием п. 3 ст. 148 НК РФ. При этом, на наш взгляд, местом реализации данных работ (услуг) в рассматриваемой ситуации будет признаваться территория РФ лишь в случае, если они будут квалифицированы в качестве работ (услуг), указанных в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (поскольку покупателем является российская организация), оснований для чего из имеющейся у нас информации мы не видим. В противном случае, например при применении подп. 1-2 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации реализованных китайским исполнителем работ (услуг) территория РФ признаваться не будет, что также указывает на отсутствие у российской организации обязанности по выполнению функций налогового агента по НДС.
Учитывая положения п. 1 ст. 7 НК РФ, заметим, что между РФ и КНР не заключены соглашения, регулирующие порядок взимания НДС в сделках между резидентами указанных стран.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным ситуациям нами не обнаружено. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Не исключено, что налоговый орган при проверке будет придерживаться иной точки зрения. Для более объективной оценки налоговых рисков рекомендуем организации обратиться с соответствующим запросом непосредственно в Минфин России (подп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
2 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.