В рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ заключается договор на оказание услуг по пультовой охране между банком и единственным поставщиком. Возможно ли предусмотреть дальнейшую пролонгацию данного договора с изменением цены договора в рамках инфляции, предусмотренной Правительством РФ?
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а лишь устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 этого Закона, смотрите также письмо Министерства экономического развития РФ от 02.09.2011 N Д28-317). Положение о закупке утверждается органами управления самого заказчика (ч. 3 ст. 2 Закона о закупках).
При этом согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Таким образом, Закон N 223-ФЗ прямо допускает возможность изменения условий заключаемых в соответствии с ним договоров, в том числе о сроках исполнения договоров, лишь требуя разместить информацию об этом.
Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо учитывать следующее.
К сожалению, понятие "закупка" Законом N 223-ФЗ четко не определено, каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу на настоящий момент также нет. Из текста Закона N 223-ФЗ, например из указания п. 3 ч. 9 ст. 4 этого Закона о том, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, указания ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ о том, что одновременно публикуется проект договора, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. Надо также принять во внимание, что среди способов закупки указаны прежде всего торги - конкурс и аукцион (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), то есть процедуры, по результатам которых определяется лицо, с которым заключается договор (контрагент). Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора. С этой точки зрения, продление договора формально закупкой не является, поскольку в этом случае контрагент уже выбран, а заключение нового договора не происходит.
Вместе с тем необходимо также учитывать, что соглашение сторон (сделка - ст. 153 ГК РФ), определяемое ими как "продление договора", также может быть квалифицировано как заключение нового договора (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 420 ГК РФ). Именно такая квалификация продления договора аренды дана в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Полагаем, что такая квалификация связана с характером договора аренды - передачей определенного имущества во владение и (или) пользование за плату на определённое время (п. 1 ст. 606 ГК РФ). Соответственно, соглашение о новом сроке аренды подразумевает возникновение нового обязательства на основании договора (ст. 307 ГК РФ), пусть даже его условия совпадают с условиями предыдущего обязательства, возникшего из ранее заключенного договора.
По нашему мнению, тот же подход может быть применен и к продлению иных договоров. Так, поскольку наименование и количество товара являются существенными условиями договора купли-продажи (п. 3 ст. 455 ГК РФ), включая договор поставки (п. 5 ст. 454 ГК РФ), согласование нового количества товара означает заключение нового договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). То же касается согласования новых объёмов работ, то есть новой определенной работы (новый договор подряда - ст. 702, ст. 703 ГК РФ) или услуг, определенных действий (п. 1 ст. 779 ГК РФ). К описанной же ситуации, на наш взгляд, такой подход тем более приложим постольку, поскольку специфика оказания охранных услуг (как и некоторых других видов услуг) состоит в том, что фактически их объём определяется временем их оказания так же, как и объём обязательств по договору аренды.
Таким образом, на наш взгляд, существует немалая вероятность признания такого продления договора новой закупкой.
В этой связи ещё раз напомним, что Закон N 223-ФЗ не определяет порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, а требует от заказчика определить их в положении о закупке. Поэтому во избежание споров с контролирующими органами, видимо, целесообразно внести указания о возможности проведения закупок путем продления ранее заключенных с единственными поставщиками, подрядчиками, исполнителями договоров.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
15 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.