На этапе подготовки документов закупки имеет ли право заказчик привлекать в качестве консультантов и специалистов строительные фирмы, подрядные организации (потенциальных участников торгов)?
Заказчик готовит документы, необходимые для осуществления закупки работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Контрактный управляющий не имеет образования и навыков в строительстве.
Вправе ли заказчик для подготовки документов, необходимых для осуществления закупки работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, привлечь в качестве консультантов и специалистов строительные фирмы, подрядные организации (потенциальных участников торгов)? Есть ли практика по данному вопросу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе для подготовки документов, необходимых для осуществления закупки работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, привлечь в качестве специализированной организацию, компетентную в области строительства.
Обоснование вывода:
Возможность привлечения третьего лица для разработки тех или иных документов, необходимых для осуществления закупки, третьих лиц напрямую предусмотрено ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для разработки документации о закупке (в случае, если этим Законом предусмотрена документация о закупке), размещения в единой информационной системе и на электронной площадке информации и электронных документов, предусмотренных данным Законом, направления приглашений, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Вместе с тем создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, предмета и иных существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) и подписание контракта осуществляются заказчиком. Обратим внимание, что по определению, данному в п. 11 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со ст. 40 Закона N 44-ФЗ. Следовательно, заказчик может передать отдельные функции по определению контрагента только юридическому лицу, заключение аналогичного контракта с физическим лицом недопустимо (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 15.07.2015 N Д28и-2146). В то же время каких-либо особых требований к осуществлению функций специализированной организации законом не установлено, поэтому фактически такие функции может осуществлять любое юридическое лицо, в том числе и иной государственный или муниципальный заказчик.
При этом ни из приведенных норм, ни из каких-либо иных положений Закона N 44-ФЗ или иных нормативных правовых актов, регулирующих закупки в сфере контрактной системы, не следует, что специализированная организация может привлекаться только для выполнения всех указанных в ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ функций или выполнения одной из этих функций полностью. Косвенно возможность передачи специализированной организации только отдельных функций или только одной функции либо ее части подтверждается, в частности, следующими документами: письмо Минфина России от 25.10.2017 N 24-02-05/70129, письмо Минфина России от 31.03.2020 N 24-02-08/25447. А из письма Минфина России от 05.10.2017 N 24-02-06/65169, письмо Минэкономразвития России от 24.02.2016 N Д28и-418 следует, что данный вопрос рассматривался сотрудниками государственных органов и применительно конкретно к привлечению специализированных организаций к подготовке закупки именно строительных работ.
Соответственно, заказчик вправе для подготовки документов, необходимых для осуществления закупки работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, привлечь в качестве специализированной организацию, компетентную в области строительства.
Организация, которая выступает в качестве специализированной в рамках какой-либо конкретной закупки, не может быть участником этой закупки в силу прямого указания ч. 5 ст. 40 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, отклонение заявки на участие в закупке организации, осуществившей подготовку документов, необходимых для осуществления этой закупки, не будет являться нарушением закона. Полагаем, что заказчик вправе и указать на данное ограничение непосредственно в извещении о проведении такой закупки, однако официальных разъяснений или примеров правоприменительной практики, подтверждавших бы данное мнение, нам обнаружить не удалось. В то же время сотрудники специализированной организации могут являться членами комиссии по осуществлению закупки (смотрите письмо Минэкономразвития России от 15.07.2015 N Д28и-2142).
Заказчик выбирает специализированную организацию в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 40 Закона N 44-ФЗ). Каких-либо иных особенностей выбора способа закупки или особенностей проведения закупки при отборе именно специализированных организаций Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Соответственно, способ закупки выбирается заказчиком по общим правилам, предусмотренным ст. 24 Закона N 44-ФЗ. При этом полагаем, при проведении вышеуказанной закупки конкурентным способом во избежание возникновения спорных ситуаций заказчик может указать в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, что исполнитель такого контракта не будет вправе участвовать в закупке на само выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
23 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.