Осуществление закупок на основании постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559
Федеральному бюджетному учреждению выделены целевые средства на организацию (обустройство в имеющемся помещении) детского центра в г. Луганске. После проведения работ детский центр будет передан Федеральному музею г. Луганска.
Имеет ли право бюджетное учреждение, которое не находится на территории Луганской Народной Республики, осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559?
К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.
В силу ч. 73 ст. 112 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать особенности планирования и осуществления в 2023-2025 годах закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики (далее - ДНР), Луганской Народной Республики (далее - ЛНР), Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях.
Кроме того, согласно подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" Правительство РФ определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также порядок прекращения действия ранее заключенных договоров (контрактов).
На основании указанных норм постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559 (далее - Постановление N 2559), которое вступило в силу с 20 января 2023 года, установлены особенности закупок.
Так, согласно подп. "а" п. 1 Постановления N 2559 в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в период действия военного положения заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Указом Президента РФ от 19.10.2022 N 756 20 октября 2022 г. с ноля часов на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение. Соответственно, именно на этих территориях применяются особенности закупок, осуществляемых на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559 и только в период действия военного положения.
Из требований Постановления N 2559 не вполне понятно, на какие категории заказчиков распространяются положения подп. "а" п. 1 Постановления N 2559. Учитывая требования п. 2 данного постановления, полагаем, речь идет о заказчиках, не находящихся на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
Как указано в п. 1 письма Минфина России от 28.02.2023 N 24-01-10/16365, любые заказчики по Закону N 44-ФЗ вне зависимости от уровня обеспечиваемых нужд в целях осуществления деятельности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей вправе в период действия на указанных территориях военного положения осуществлять закупки у единственного контрагента на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559.
Постановлением N 2559 не установлены ограничения на приобретение тех или иных видов товаров, работ, услуг, соответственно, заказчики вправе на основании подп. "а" п. 1 данного постановления приобретать любые товары, работы, услуги (смотрите также п. 1 письма Федерального казначейства от 07.02.2023 N 14-00-07/3011). Однако, как следует из текста самого Постановления N 2559, указанные закупки должны осуществляться в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации и в целях осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение.
Учитывая вышеупомянутую позицию Минфина России и Федерального казначейства, к закупкам, упомянутым в подп. "а" п. 1 Постановления N 2559, можно отнести закупки любых товаров, работ услуг, проводимые в целях осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение. При этом сам факт введения военного положения может указывать на то, что эти закупки осуществляются в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
С этой точки зрения полагаем, что упомянутая в вопросе закупка может осуществляться на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559. Однако высказанная нами позиция является исключительно нашим экспертным мнением. Не исключено, что контролирующие органы будут придерживаться иной точки зрения по данному вопросу.
При этом в случае возникновения спора окончательное решение по вопросу о правомерности осуществления той или иной закупки на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559 может принять только суд (смотрите, например, решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 октября 2023 г. по делу N А83-17240/2023).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
13 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.