Как поступить с обеспечением гарантийных обязательств по контракту, если поставщик ликвидируется, а срок действия гарантийных обязательств не наступает в предполагаемые сроки ликвидации?
Как поступить с обеспечением гарантийных обязательств по контракту, если фирма, которая внесла денежные средства в качестве обеспечения гарантийных обязательств, ликвидируется, а гарантийные обязательства до 06.10.2024?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, суммы обеспечения гарантийных обязательств в описанной ситуации могут быть возвращены заинтересованному лицу после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации организации или обращены в доход бюджетного учреждения в случае признания их судом бесхозяйными.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с чч. 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 этого закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцати дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 этого закона, такой срок не должен превышать пятнадцати дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом в силу ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Из вышеприведенных норм следует, что процедура ликвидации юридического лица сама по себе не влечет обязанности заказчика вернуть контрагенту денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе гарантийных обязательств (п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 г. N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств").
Исходя из положений п. 1 ст. 61, п. 8 ст. 63 ГК РФ, ликвидация организации влечет прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Однако во время процедуры ликвидации участники (учредители, акционеры) вправе распределить оставшееся имущество, в том числе имущественные права (ст. 128 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 381.1 ГК РФ обеспечительный платеж подлежит возврату, если обстоятельства, указанные в абзаце втором п. 1 данной статьи, не наступили в предусмотренный договором срок либо обеспеченное обязательство прекратилось.
Как следует из вопроса, установленный контрактом срок возврата обеспечения гарантийных обязательств не наступил. При этом организация-контрагент еще находится в процессе ликвидации, то есть контрактные обязательства еще не прекращены. Таким образом, у учреждения в рассматриваемой ситуации отсутствует обязанность по возврату денежных средств до момента ликвидации контрагента. Косвенно этот вывод подтверждает судебная практика (определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 26.06.2020 N 305-ЭС20-4196), согласно которой сумма обеспечительного платежа подлежит возврату должнику при прекращении договорных отношений).
Таким образом, если заинтересованные лица приобрели право требования возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств по контракту, то после ликвидации организации-контрагента заказчик возвращает денежные средства таким лицам.
Если же заинтересованные лица не обратятся к учреждению с требованием о возврате денежных средств, учреждение в случае признания судом таких денежных средств бесхозяйными в порядке, предусмотренном положениями ст. 225 и 226 ГК РФ, может принять их в качестве своих доходов.
Как отмечается в письме Минфина России от 24.04.2020 N 02-08-10/34472, основываясь на положениях гражданского законодательства РФ, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, уплаченные участником закупки, могут признаваться доходом учреждения в случае наличия соответствующего судебного решения, принятого вследствие невостребованности данных средств в течение срока исковой давности.
Представленная позиция является исключительно нашим экспертным мнением. Официальные разъяснения, а также правоприменительная практика, подтверждающая или опровергающая ее, в настоящее время отсутствуют.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.09.2022 по делу N А45-22064/2021;
- Вопрос: Вправе ли бюджетное учреждение списать кредиторскую задолженность по обеспечению исполнения контракта в связи с ликвидацией исполнителя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.)
- Энциклопедия решений. Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа;
- Энциклопедия решений. Исполнение обязательства внесением долга в депозит.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
4 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.