Движимое имущество, принадлежащее федеральному казенному предприятию на праве оперативного управления (находится на его балансе), будет продано с согласия собственника имущества. Каков порядок реализации федеральным казенным предприятием движимого имущества? Возможно ли заключение прямых договоров между контрагентами (без аукциона и т.п.)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Федеральное казенное предприятие вправе заключить договор купли-продажи имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, без проведения торгов, если иное не предусмотрено правовыми актами собственника его имущества или самого предприятия.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 115 ГК РФ казенным предприятием признается созданное на базе государственного или муниципального имущества унитарное предприятие на праве оперативного управления. Разновидностью казенных предприятии являются федеральные казенные предприятия, имущество которых находится в собственности Российской Федерации (п. 2 ст. 113 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ)).
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Данная норма получила развитие в ст. 19 Закона N 161-ФЗ, обязывающей федеральное казенное предприятие при отчуждении или распоряжении иным способом принадлежащим ему имуществом получать согласие Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Каких-либо иных требований к порядку реализации федеральным казенным предприятием закрепленного за ним имущества действующее законодательство не устанавливает.
По общему правилу проведение торгов для заключения договоров о продаже вещи или имущественного права обязательно исключительно в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе (п. 3 ст. 447 ГК РФ).
В частности, продажа государственного имущества на аукционе или конкурсе являются способами приватизации этого имущества, предусмотренными ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Однако этот Закон не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в оперативном управлении (пп. 9 п. 2 ст. 3 указанного Закона).
Равным образом никакой иной федеральный закон или иной нормативный акт не предусматривают обязательного проведения торгов для заключения договоров купли-продажи имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями.
Например, в силу ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" унитарные предприятия обязаны проводить конкурсы или аукционы на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении закрепленного за ними государственного или муниципального недвижимого имущества (договоры аренды, безвозмездного пользования и другие). Как видно из приведенной нормы, она не может применяться при заключении сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 01.06.2012 N Ф06-3569/12).
Таким образом, по общему правилу при продаже федеральным казенным предприятием имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, проведение торгов не требуется. Федеральное казенное предприятие вправе заключить с контрагентом договор купли-продажи закрепленного за предприятием имущества напрямую, то есть без проведения торгов, если иное не предусмотрено правовыми актами.
Решение о продаже имущества путем проведения торгов может быть принято самим казенным предприятием или собственником его имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
18 октября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.