Распространяются ли положения Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на направленные в социальных сетях в адрес руководителей органов местного самоуправления личные сообщения граждан?
Главе органа местного самоуправления в социальной сети "ВКонтакте" через личную страницу поступило сообщение гражданина.
Распространяются ли на такое сообщение положения Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направление гражданами обращений через официальные страницы органов местного самоуправления или их должностных лиц путем направления личных сообщений не предусмотрено, в связи с чем не влечет обязанность соответствующего органа власти (должностного лица) по их принятию к рассмотрению.
Обоснование вывода:
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Из положений п. 1 ст. 4 Закона N 59-ФЗ следует, что обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления*(1).
Статьей 7 Закона N 59-ФЗ к письменному обращению, в том числе в электронной форме предъявляются определенные требования. Так, гражданин в своем обращении в письменной форме в обязательном порядке должен указать либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет обращение в письменной форме, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В обращении, направленном в форме электронного документа, гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), а также указывает адрес электронной почты либо использует адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).
Таким образом, Закон N 59-ФЗ непосредственно устанавливает способы направления обращения гражданином, а также предъявляемые к его содержанию требования.
Из практики взаимодействия органов власти и граждан следует, что обращение в форме электронного документа, помимо использования Единого портала, может быть направлено на официальный адрес электронной почты органа власти, либо через форму для подачи обращений официального сайта соответствующего органа (например, "Интернет-приемная", "Электронная приемная", "Задать вопрос", "Обратная связь" и т.п.).
Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) на органы местного самоуправления возложены обязанности по созданию официальных страниц для размещения информации о своей деятельности в сети "Интернет". Информация об официальных страницах с указателями данных страниц в сети "Интернет" подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления (ч. 1.1 ст. 10 Закона N 8-ФЗ).
При этом из п. 6 ст. 1, ч. 1.2 ст. 13 Закона N 8-ФЗ следует, что такие официальные страницы создаются именно для размещения информации об органе местного самоуправления и его деятельности, не устанавливая обязанность по принятию к рассмотрению сообщений, поступающих от пользователей сети Интернет.
Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2022 N 2523-р в качестве социальных сетей, используемых для официальных страниц органов местного самоуправления, определены "ВКонтакте" и "Одноклассники".
Полагаем необходимым также обратить внимание, что в Законе N 8-ФЗ речь идет об официальной странице соответствующего органа местного самоуправления, а не о личной странице должностного лица руководителя*(2).
Стоит также напомнить, что имела место инициатива изменений в Закон N 59-ФЗ, предусматривающая право граждан на обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу через их официальные страницы путем направления личных сообщений. Указанный законопроект не получил поддержки, в том числе в связи с тем, что потенциально представляет прямую угрозу законным правам и интересам граждан РФ, которым в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" гарантированы тайна переписки, неприкосновенность частной жизни и защита персональных данных, поскольку не содержит положений, предусматривающих механизм обеспечения конфиденциальности содержания обращения и защиты персональных данных гражданина (в том числе тех персональных данных, которые гражданин не желает раскрывать или которые могут быть использованы для его преследования в связи с обращением). В число лиц, получающих доступ к персональным данным гражданина и содержанию обращений, направляемых им в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, автоматически включаются собственники, администраторы, модераторы соответствующих официальных страниц. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29.06.2023 N 4318-8 законопроект отклонен.
Таким образом, до внесения соответствующих изменений, полагаем, направление гражданами обращений путем личных сообщений в социальных сетях не соответствует Закону N 59-ФЗ и не влечет обязанности соответствующего органа власти (должностного лица) по их принятию к рассмотрению в порядке, установленным указанным Законом (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 28.11.2023 по делу N 2-3655/2023).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Беликова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
30 сентября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронный документ представляет собой документированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
*(2) Социальная сеть "ВКонтакте" предоставляет возможность прохождения процедуры верификации, то есть подтверждения того, что страница или группа (сообщество) принадлежит конкретному лицу (синяя галочка рядом с профилем). При непрохождении процедуры верификации подтвердить принадлежность профиля не представляется возможным. В частности, обязательная верификация предусмотрена для официальных страниц органов власти различного уровня и подведомственных им организаций, что подтверждает их статус в качестве официальных страниц соответствующего органа власти (организации).