Взыскание неустойки по договору-счету
В июле 2022 года с заказчиком был заключен и подписан сторонами договор-счет. Заказчик полностью всю сумму по договору не оплачивал в течение двух лет. В договоре не указана неустойка. Стоимость услуги установлена прейскурантом, размещенным на сайте исполнителя.
Однако только в 2023 году на сайте исполнителя стали отражать неустойку 0,5%.
Если нельзя применить к заказчику неустойку 0,5%, так как она была на сайте только в 2023 году, то в соответствии с законодательством РФ какой процент неустойки можно применить к заказчику за просрочку оплаты по договору-счету?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что в рассматриваемом случае у исполнителя отсутствуют основания для взыскания с заказчика неустойки. Однако заказчик вправе взыскать с исполнителя проценты по ст. 395 ГК РФ за весь период просрочки исполнения денежного обязательства.
Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что на практике счет-договор (или договор-оферта) рассматривается как оферта, акцепт которой контрагентом (в частности, путем оплаты товара) свидетельствует о заключении между сторонами договора соответствующего вида (в частности, договора купли-продажи) (п. 1 ст. 433, ст. 435, пп. 1, 3 ст. 438 ГК РФ, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2020 N Ф09-3328/20, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 N 17АП-15138/19). Поставщик, составивший счет-договор с намерением предложить его покупателю для акцепта, не лишен права включать в этот документ любые условия, относящиеся к поставке, в том числе размер и сроки оплаты товара, способы передачи товара покупателю, основания взимания и размер неустойки за нарушение покупателем договорных обязательств и т.д.
Поэтому для того, чтобы договор признавался заключенным, необходимо, чтобы он содержал все существенные условия договора данного вида (смотрите п. 1 ст. 432, абзац второй п. 1 ст. 435 ГК РФ). Остальные условия, исходя из закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора, определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание того или иного условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, несоблюдение которой влечет недействительность соглашения о неустойке. Письменная форма соглашения о неустойке должна соответствовать правилам, установленным пп. 2, 3 ст. 434 ГК РФ (смотрите п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств", далее - Постановление N 7).
Судебная практика исходит из того, что соглашение о неустойке может быть включено в текст основного договора или же оформлено отдельным соглашением (договором) (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.07.2019 N Ф09-3937/19; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.06.2019 N Ф08-4493/19). При этом совершение акцептантом действий, свидетельствующих об акцепте условий основного договора в порядке п. 3 ст. 438 ГК РФ, не может быть расценено как акцепт соглашения о неустойке (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.08.2017 N Ф04-2580/17).
Исходя из изложенного полагаем, что в рассматриваемом случае у исполнителя отсутствуют основания для взыскания с заказчика неустойки.
В свою очередь, заказчик вправе взыскать с исполнителя проценты по ст. 395 ГК РФ за просрочку исполнения денежного обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ, являются мерой ответственности за нарушение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) денежного обязательства. Эти проценты подлежат уплате в случае неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате.
Под денежным понимается такое обязательство, в котором денежные средства используются в качестве средства платежа (средства погашения денежного долга), независимо от оснований возникновения обязательства (договор, другие сделки, причинение вреда, неосновательное обогащение или иные основания) (смотрите п. 37 Постановления N 7).
Проценты начисляются на денежную сумму, в отношении которой допущено нарушение, по день уплаты этой суммы кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды просрочки (пп. 1 и 3 ст. 395 ГК РФ).
Таким образом, в данной ситуации исполнитель вправе обратиться к заказчику с требованием об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами за весь период просрочки денежного обязательства.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами (сентябрь 2024 г.);
- Энциклопедия решений. Условия и форма соглашения о неустойке (сентябрь 2024);
- Калькулятор процентов по статье 395 ГК РФ (пользование чужими денежными средствами) (подготовлен экспертами компании ГАРАНТ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Гентовт Ольга
Ответ прошел контроль качества
18 сентября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.