Пререрасчет платы за услуги интернет-провайдера при отсутствии доступа в Интернет по вине провайдера
По вине провайдера отсутствовал доступ в интернет 3 часа. Обязан ли абонент оплачивать это время? Провайдер по заявлению абонента в перерасчете отказал.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг, а если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (п. 2 и п. 3 ст. 781 ГК РФ).
Из буквального толкования приведенных норм, взятых в их системной взаимосвязи, следует, что оплате заказчиком подлежат только оказанные ему услуги, за исключением случаев, когда невозможность исполнения возникла по его вине. Следовательно, в тех ситуациях, когда услуги не оказывались по вине исполнителя, их оплата заказчиком производиться не должна. При этом данные нормы подлежат применению и к оказанию услуг связи в том объеме, в каком законодательство не содержит специальных правил на этот счет (п. 2 ст. 779 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 54 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа.
Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи (п. 2 ст. 54 Закона о связи).
Как предусмотрено п. 8 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 (далее - Правила), оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором об оказании услуг связи.
В силу подп. а п. 35 Правил, абонент обязан вносить плату за оказанные ему телематические услуги связи и иные предусмотренные договором об оказании услуг связи услуги в полном объеме и в предусмотренный договором об оказании услуг связи срок.
Положениями п. 49 Правил установлено, что основанием для выставления счета абоненту или списания средств с лицевого счета за предоставленные телематические услуги связи являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных им телематических услуг связи.
На основании п. 56 Правил абонент и (или) пользователь вправе потребовать возврата средств, уплаченных авансом за пользование телематическими услугами связи, за период, когда отсутствовала возможность пользования такими телематическими услугами связи не по вине этих абонента и (или) пользователя.
Кроме того, при неоказании телематических услуг связи, предусмотренных договором, или некачественном их оказании абонент и (или) пользователь вправе потребовать соответствующего уменьшения стоимости оказания телематических услуг связи (подп. в и г п. 73, подп. б п. 77 Правил).
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации требования абонента о перерасчете являются правомерными.
Напомним, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию телематических услуг связи абонент и (или) пользователь до обращения в суд предъявляют оператору связи претензию (п. 70 Правил).
В соответствии с п. 71 Правил претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации в день получения ее оператором связи. В рассматриваемом случае данная претензия может быть предъявлена в течение 6 месяцев со дня выставления счета за оказанную услугу. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи (в случае заключения договора об оказании услуг связи в письменной форме), а также иные необходимые для рассмотрения претензии документы, в которых должны быть представлены доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору об оказании услуг связи.
Претензия рассматривается оператором связи в срок не более 60 дней со дня регистрации претензии. О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить в письменной форме предъявившим ее абоненту и (или) пользователю. Требования абонента и (или) пользователя об уменьшении размера оплаты оказанных телематических услуг связи, а также о возврате уплаченных за оказание телематических услуг связи средств, признанные оператором связи обоснованными, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня признания их обоснованными (п. 72 Правил).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
20 февраля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.