Что на сайте интернет-магазина может являться рекламой?
Торговая организация частной формы собственности имеет собственный сайт (интернет-магазин), на котором раскрывает информацию о продаваемых ею товарах. Все товары приобретаются данной организацией у третьих лиц (производителей или у иных лиц), то есть организация осуществляет продажу собственных товаров, но сама их не производит.
Является ли рекламой размещение торгующей организацией (продавцом) информации о скидках, акциях на товары определенной категории (например, баннер на главной странице интернет-магазина о скидке 25% на электроинструмент конкретного производителя)? Подлежит ли такой баннер обязательной маркировке?
С 1 сентября 2022 года Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) дополнен статьей 18.1, которой введена обязанность по учету и маркировке рекламы, размещаемой в сети Интернет.
В силу ч. 3 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ и постановления Правительства РФ от 25 мая 2022 г. N 948 "Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" обязанность по предоставлению информации об интернет-рекламе в Роскомнадзор возлагается на юридических, физических лиц, ИП, являющихся:
а) рекламодателями (за исключением обладателей исключительных прав на объекты рекламирования и (или) изготовителей (продавцов) товаров, договором возложивших обязанность по передаче сведений об интернет-рекламе в Роскомнадзор на рекламораспространителей или операторов рекламных систем);
б) рекламораспространителями, операторами рекламных систем, осуществляющими или организующими распространение в сети Интернет рекламы любых рекламодателей;
в) рекламораспространителями - владельцем социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организатором сервисов обмена мгновенными сообщениями, оператором поисковых систем.
Соответственно, если организация подпадает хотя бы под один из перечисленных критериев, она обязана предоставлять информацию в Роскомнадзор, вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности, вида размещаемой в сети Интернет рекламы. Исключение составляет оператор социальной рекламы (ч. 4 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 38-ФЗ данный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. Закон N 38-ФЗ не устанавливает каких-либо видов рекламы, распространяемой в сети "Интернет", на которые данная обязанность не распространяется. Следовательно, маркировать нужно любую рекламу, размещаемую в сети Интернет, в том числе баннеры, текстовые или текстово-графические блоки, видеоролики, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире, вне зависимости от наличия договорных отношений с рекламодателем и возмездности либо безвозмездности основы отношений. Маркировке подлежит реклама вне зависимости от места ее распространения (сторонние и собственные сайты, социальные сети).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Законодательство не устанавливает зависимости признаков рекламы от того, является ли рекламодатель собственником объекта рекламирования, совпадает ли он с производителем товара, в каких целях распространяется реклама, в связи с чем материалы о собственных товарах/услугах также могут являться рекламными. Объект рекламирования зависит от того, к чему именно - товару, его производителю, изготовителю - привлекается внимание данной рекламой.
Вместе с тем обращаем внимание, что ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ устанавливает перечень информации, которая не является рекламой и на которую данный закон не распространяется. Соответственно, поскольку маркировке подлежит именно реклама, маркировать материалы, ей не являющиеся, не нужно.
Роскомнадзор разъяснил, что если на собственном интернет-ресурсе организации размещаются собственные рекламные материалы, то такие рекламные материалы подлежат маркировке, а информация о рекламе должна направляться в Роскомнадзор (смотрите письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 N 03-100982 "О рассмотрении обращения").
Вместе с тем многие материалы, размещаемые на собственном сайте, не являются рекламой и, соответственно, не требуют маркировки.
Согласно неоднократно выраженному мнению ФАС РФ не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (услуг), в социальных сетях и форумах в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети:
- о реализуемых товарах (оказываемых услугах), их ассортименте;
- правилах пользования;
- стоимости, условиях предоставления скидок и рассрочки.
Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п. (смотрите материалы:
- Вопрос: Является ли размещенная на официальном сайте организации информация рекламой? (ответ Федеральной антимонопольной службы, апрель 2022 г.)
- письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2023 г. N 08/32849/23 "Об информации в сети Интернет;
- письмо Федеральной антимонопольной службы от 20 сентября 2023 г. N 08/76261/23 "Об информации в сети Интернет". Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно, на них положения Закона N 38-ФЗ, в том числе положения о маркировке рекламы, не распространяются.
В частности, по мнению судов, не являются рекламой карточки товаров, поскольку каталоги (в том числе в сети Интернет) товаров (услуг, работ) и продавцов товаров, направленные на объединение и систематизацию товаров одной группы и предназначенные для предоставления информации потребителю о товарах определенной категории либо конкретного производителя, а также сообщающие об указанных производителях и продавцах товаров (о лицах, оказывающих услуги), не относятся к рекламе. Данные сведения направлены на извещение потребителей и иных третьих лиц о деятельности организаций, реализуемых ими товарах и оказываемых услугах, имеют отличные от рекламы цели размещения (смотрите постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2023 г. N Ф05-15463/23 по делу N А40-223733/2022).
Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди других товаров, такая информация может быть признана рекламой. Так, по мнению специалистов ФАС России, может относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, закрепленный в определенном месте на сайте, который остается на данном месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку такая информация выделяет определенный объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Новосибирского областного суда от 12 апреля 2022 г. по делу N 33а-2787/2022); если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой (смотрите информацию Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2022 г. "ФАС уточнила, какая информация признается рекламой"). Такие сообщения, выделяющие какой-либо товар среди однородных, необходимо маркировать как рекламные сообщения.
Таким образом, основным критерием при отнесении информации к рекламе является ее выделяющийся среди прочей информации характер, привлекающий особое внимание потребителя.
Оценка информации на предмет ее отнесения к рекламе или информации, не являющейся рекламой, осуществляется ФАС России в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения (смотрите, например, письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 14 ноября 2022 г. N 03-100982; письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 7 декабря 2022 г. N 03-108552).
Ознакомиться с примерами материалов, которые являются рекламой, и материалов, которые ей не являются, можно на специальной странице на официальном сайте ФАС России: https://fas.gov.ru/pages/reklama_v_internete.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена
Ответ прошел контроль качества
19 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.