Может ли организация на своем общедоступном сайте, а также на носителях рекламы (буклеты, e-mail-рассылки) использовать наименование услуг, оказываемых организацией, на латинице?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация может использовать в рекламных материалах и на своем сайте наименование услуги на латинице, которое должно сопровождаться вариантом на русском языке. Обозначение на латинице не должно искажать смысл информации об услуге и вводить потребителей в заблуждение.
Обоснование вывода:
В соответствие с нормами ч. 1 ст. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее - Закон N 53-ФЗ) государственный (русский) язык подлежит обязательному использованию в сфере рекламы. В случае использования в рекламе наряду с русским языком еще и иностранного языка тексты на русском и иностранном языках, если иное не установлено законодательством РФ, должны быть идентичными по содержанию (ч. 2 ст. 3 Закона N 53-ФЗ).
В свою очередь, п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) устанавливает запрет на использование в рекламе иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Кроме того, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч. 7 ст. 5 Закона N 38-ФЗ).
Статья 18 Закона N 38-ФЗ, посвященная распространению рекламы по сетям электросвязи, не содержит каких-либо норм об использовании иностранных слов. Не содержит их и ст. 18.1 Закона, регулирующая особенности рекламы в Интернет.
Таким образом, само по себе использование в рекламе иностранных слов не запрещено. Однако если реклама (буклет или др.) содержит наименование услуги на латинице, она одновременно должна содержать наименование услуги и на русском языке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2018 N Ф06-38293/18 по делу N А65-8055/2018). Причем обозначение на латинице не должно искажать смысл информации об услуге и вводить потребителей в заблуждение.
Отсутствие перевода может повлечь для рекламодателя ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ.
Обратите внимание, что частью третьей ст. 3 Закона N 53-ФЗ прямо определено, что положения ч. 2 этой статьи не распространяются на товарные знаки. Следовательно, включать в рекламный материал перевод словесного товарного знака, выполненного на иностранном языке, не требуется. Данный вывод находит прямые (смотрите, к примеру, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 26.09.2019 N 067/05/5-184/2019, постановление Управления ФАС по Республике Коми от 08.05.2017 N РШ 32-12/17) и косвенные подтверждения на практике (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.12.2022 N Ф05-31675/22 по делу N А40-289661/2021).
Что касается сайта организации, то каких-то общих требований к содержанию информации, размещаемой на сайте организации, не установлено*(1). Вместе с тем с 28 февраля 2023 г. часть 1 ст. 3 Закона N 53-ФЗ дополнена пунктом 9.4, в соответствие с которым государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в информации, предназначенной для потребителей товаров (работ, услуг). Информация на общедоступном сайте организации тоже в какой-то мере адресована потребителям ее продукции (товаров, работ, услуг). Следовательно, как мы полагаем, такую информацию, если она размещена на латинице, также целесообразно сопроводить переводом. Если же информация отвечает еще и признакам рекламы, необходимо придерживаться изложенных выше требований законодательства о рекламе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
26 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Дополнительно смотрите материал: Энциклопедия решений. Сайт юридического лица (июль 2023 г.).