Организация осуществляет кинопоказ, является прокатчиком фильмов, в том числе фильмов с возрастными ограничениями 16+. Законный представитель и ее ребенок 11 лет купили билет на фильм с возрастным ограничением 16+. Сотрудники кинотеатра предупредили законного представителя о возрастном ограничении на фильм и взяли письменное согласие с родителя о посещении ребенком киносеанса. Во время сеанса началась проверка прокуратурой при показе кино несовершеннолетнему, выявлено нарушение, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ. Является ли нарушением допуск на киносеанс несовершеннолетнего на фильм с возрастным ограничением 16+ в случае его сопровождения законным представителем и получения письменного согласия законного представителя?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Допуск несовершеннолетнего на показ фильма с возрастным ограничением 16+ при описанных в вопросе обстоятельствах, по нашему мнению, не является нарушением закона и, соответственно, не должен повлечь за собой привлечение демонстратора фильма к административной ответственности.
Обоснование позиции:
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон N 436-ФЗ) классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям ст. 17 указанного Закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 436-ФЗ по следующим категориям информационной продукции: 1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет; 2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет; 3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет; 4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (ч. 3 ст. 6 Закона N 436-ФЗ).
Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями приведенного выше закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Возрастные пределы информационной продукции, допускаемой к обороту, приведены в статьях 7-10 Закона N 436-ФЗ. При этом в ч. 2 ст. 5 Закона N 436-ФЗ указана информация, запрещенная для распространения среди детей вне зависимости от возраста, то есть ознакомление с данной информацией допускается только по достижении лицом совершеннолетия.
Общие требования к обороту информационной продукции сформулированы в ст. 11 Закона N 436-ФЗ, в соответствии с которой оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 5 данного закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 436-ФЗ в присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции, предусмотренной ст. 9 указанного закона. Из ч. 7.1 данной статьи следует, что организатор зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 436-ФЗ, обязан не допускать на такое мероприятие лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом подчеркнем, что в ч. 7.1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ речь идет только об информации, перечисленной в ч. 2 ст. 5 данного Закона, то есть о той информации, ознакомление с которой допускается после достижения лицом 18 лет.
Иных оснований для воспрепятствования посещения кинопоказа предприятия Закон N 436-ФЗ не содержит.
В п. 17 Правил оказания услуг по показу фильмов в кинозалах и связанных с таким показом услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2021 N 1338, указано, что демонстраторы фильмов обязаны до приобретения посетителем билета обеспечить предоставление посетителям полной и достоверной информации о присвоенной фильму в соответствии с требованиями Закона N 436-ФЗ категории информационной продукции. При этом указания на право не допустить кого-либо на показ фильма данные Правила не содержат.
Из изложенного, на наш взгляд, следует, что приведенная выше классификация информационной продукции носит рекомендательный характер и предназначена в первую очередь для родителей, которые в соответствии с нормами СК РФ в конечном итоге принимают решение о возможности демонстрации той или иной информации своим несовершеннолетним детям. Следовательно, допуск несовершеннолетнего на показ фильма с возрастным ограничением 16+ при описанных в вопросе обстоятельствах, по нашему мнению, не является нарушением закона и, соответственно, не должен повлечь за собой привлечение демонстратора фильма к административной ответственности.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, занятой судами в решении Бийского городского суда Алтайского края от 03.07.2018 по делу N 12-252/2018, постановлении Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.06.2017 по делу N 5-233/2017.
Заметим, что приведенный выше анализ правовых норм является нашим экспертным мнением. Окончательный вывод по этому вопросу может сделать только суд исходя из конкретных обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артемьева Елена
Ответ прошел контроль качества
5 августа 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.