ИП (УСН) получил требование о предоставлении договоров аренды помещения, заключенных с ООО за период с 01.01.2010 по 26.05.2016, от налогового органа в связи с проведением в ООО камеральной проверки. ИП также является участником ООО с долей владения 85% акций в уставном капитале и его директором. ООО применяет общую систему налогообложения и систему налогообложения в виде ЕНВД. Между ИП и ООО заключались договоры аренды на 11 месяцев. Имеет ли право налоговый орган истребовать документы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У налогового органа отсутствует право проводить камеральную проверку по соответствующему налогу за весь период, указанный в вопросе. Однако само по себе истребование у контрагента проверяемого налогоплательщика документов за данный период не свидетельствует о том, что налоговый орган проводит камеральную проверку по соответствующему налогу за весь этот период.
Действия налогового органа не противоречат законодательству. В случае отказа от представления истребуемых документов или непредставления их в установленные сроки организация может быть привлечена к ответственности по ст. 126 НК РФ.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. На основании п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Таким образом, у налогового органа отсутствует право проводить камеральную проверку по соответствующему налогу за период, указанный в вопросе. При этом отметим, что само по себе истребование у контрагента налогоплательщика документов за указанный в вопросе период не свидетельствует о том, что в данном случае налоговый орган проводит камеральную проверку по соответствующему налогу за весь этот период.
Порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках регламентируется нормами ст. 93.1 НК РФ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, истребование документов налоговым органом не противоречит законодательству. Действительно, пунктом 7 ст. 88 НК РФ предусмотрены ограничения при истребовании соответствующих документов у налогоплательщика в рамках камеральной проверки. Однако в данном случае документы истребуются не у самого налогоплательщика в порядке ст. 88 НК РФ, а у его контрагента в порядке ст. 93.1 НК РФ. Таким образом, к данной ситуации положения ст. 88 НК РФ не могут быть применены (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.12.2011 N Ф04-6002/11 по делу N А45-14/2011). Истребование же документов в рамках камеральной проверки у контрагентов налогоплательщика закону не противоречит (смотрите письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519, а также Вопрос: Ограничен ли период, за который могут быть истребованы документы в рамках ст. 93.1 НК РФ? Правомерно ли истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2013 г.)).
Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. При этом отметим, что арбитражные суды исходят из того, что контрагент проверяемого налогоплательщика не вправе оценивать относимость истребуемых документов к проверяемому периоду, поскольку такая оценка находится в компетенции налогового органа, осуществляющего проверку (смотрите, например, постановления: ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2014 N Ф02-2740/14 по делу N А19-15362/2013, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 N 04АП-5699/13, от 14.10.2013 N 04АП-4483/13, от 14.10.2013 N 04АП-4461/13, от 23.09.2013 N 04АП-4284/13). Отметим, что в указанных судебных актах было признано правомерным истребование документов у контрагентов налогоплательщика, в том числе и договоров.
В заключение отметим, что пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Судебная практика, как правило, признает неправомерным привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности в случае непредоставления по требованию налогового органа документов, срок хранения которых в соответствии с законодательством истек (постановления ФАС Московского округа от 21.01.2011 N Ф05-15681/2010, ФАС Уральского округа от 17.11.2009 N Ф09-8891/09-С3, ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2008 N А42-6974/2006). В некоторых случаях суды не признают истечение срока хранения документов обстоятельством, которое само по себе освобождает налогоплательщика от ответственности. В постановлении от 12.12.2011 N Ф10-4532/10 ФАС Центрального округа, рассматривавший требование о признании недействительным решения налогового органа о доначислении ряда налогов, начислении пеней, штрафов и привлечении к налоговой ответственности, принял сторону налогового органа, основываясь, в частности, на том, что налогоплательщиком в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не было представлено доказательств уничтожения документов за истечением срока хранения.
При этом документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены (письма Минфина России: от 22.07.2013 N 03-02-07/2/28610, от 07.06.2013 N 03-02-07/1/21191, от 11.08.2011 N 03-02-07/1-288).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
1 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.