Индивидуальный предприниматель (арендодатель), находящийся на УСН (иных спецрежимов не применяет), сдает нежилое помещение в аренду другому индивидуальному предпринимателю (арендатор). Имеет ли право арендодатель принимать от арендатора в качестве оплаты наличные денежные средства без применения ККТ, выдавая арендатору бланк строгой отчетности?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации получение арендной платы наличными денежными средствами от физического лица, имеющего статус индивидуального предпринимателя, может осуществляться без применения ККТ при условии выдачи арендатору бланков строгой отчетности.
Обоснование позиции:
Согласно ст.ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой, в общем случае, определяются договором аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Неисполнение данной обязанности при осуществлении денежных расчетов с населением является основанием для привлечения организаций (индивидуальных предпринимателей) к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (смотрите также решение Ярославского областного суда от 19.03.2014 по делу N 2-82/2014).
Отметим, что в судебной практике можно выделить подход, в соответствии с которым положения Закона N 54-ФЗ к сдаче в аренду имущества не применяются, поскольку с точки зрения ГК РФ сдача в аренду имущества является не услугой, а самостоятельным видом предпринимательской деятельности, который не поименован в п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 N А03-14324/2009, ФАС Поволжского округа от 16.07.2009 N А12-5870/2009, от 13.09.2007 N А65-9328/07, от 24.08.2006 N А12-6190/06-С15-5/С27).
Если руководствоваться приведенной выше логикой, то при внесении денежных средств в виде арендных платежей отсутствует факт продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (смотрите постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 N 19АП-5682/11). Следовательно, не возникает обязанности по применению контрольно-кассовой техники.
В то же время финансовое и налоговое ведомства считают, что предоставление в аренду имущества является услугой и на нее распространяются требования Закона N 54-ФЗ (смотрите, например, письма Минфина России от 04.08.2005 N 03-01-20/4-163, УФНС России по г. Москве от 05.06.2012 N 20-14/041276@, от 26.11.2009 N 20-14/2/124206@, от 12.03.2009 N 17-15/022192).
В подтверждение позиции приводятся ссылки на Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, в соответствии с которым деятельность по передаче имущества в аренду определяется как деятельность по оказанию услуг (коды 803000, 803200, 800000).
Данный вывод содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 05.03.2010 N А12-22090/2009, от 23.03.2009 N А57-8457/2008, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 N 18АП-8857/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 N 03АП-4255/2010 (в последнем постановлении доводы о том, что Закон N 54-ФЗ не распространяется на получение арендных платежей, по мнению суда, основаны на ошибочном толковании указанного закона).
Таким образом, вопрос о необходимости применения контрольно-кассовой техники в рассматриваемой ситуации не является однозначным. Принимая во внимание то, что на основании п. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ контроль применения контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы, полагаем, что позицию, отличную от позиции налоговых органов, вероятнее всего, придется доказывать в суде.
Если руководствоваться позицией контролирующих органов, то необходимо учитывать положения п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, согласно которым организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (смотрите также постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 N 11АП-14228/12).
При этом под населением в целях применения указанной нормы следует понимать также граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя (смотрите, например, п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).
Порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков установлены Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
В настоящее время формы бланков строгой отчетности организации и индивидуальные предприниматели вправе разрабатывать самостоятельно (исключение составляют формы бланков строгой отчетности, перечисленные в п.п. 5, 5.1 и 6 Положения N 359).
В соответствии с п. 3 Положения N 359 бланки строгой отчетности, применительно к рассматриваемой ситуации, должны содержать следующие реквизиты:
- наименование документа, шестизначный номер и серия;
- фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный индивидуальному предпринимателю, выдавшему документ;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
- дата осуществления расчета и составления документа;
- должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать индивидуального предпринимателя;
- иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ индивидуальный предприниматель (письма Минфина России от 18.09.2013 N 03-11-12/38688, от 16.06.2011 N 03-01-15/4-78, от 27.09.2010 N 03-01-15/7-215, от 08.09.2010 N 03-01-15/7-204, от 03.02.2009 N 03-01-15/1-42, от 27.01.2009 N 03-01-15/1-29, от 11.12.2008 N 03-01-15/12-375).
В соответствии с п. 4 и п. 11 Положения N 359 бланки строгой отчетности могут быть изготовлены типографским способом либо сформированы с использованием автоматизированных систем (письмо Минфина России от 26.11.2008 N 03-01-15/11-362).
При этом изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа: сокращенное наименование типографии, ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж.
Кроме того, бланк строгой отчетности не должен содержать исправлений или помарок (п. 10 Положения N 359).
Также необходимо отметить, что соответствие автоматизированной системы, формирующей бланки строгой отчетности, должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. При этом по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике (п. 3 письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@, письмо ФНС России от 24.08.2012 N АС-4-2/14038), то есть обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа (письмо Минфина России от 05.05.2014 N 03-01-15/20962).
Простой компьютер для тиражирования бланков использован быть не может (письмо Минфина России от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43). Как указано в письме Минфина России от 25.11.2010 N 03-01-15/8-250, изготовление документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, на компьютере и принтере, без обращения в типографию, неправомерно, поскольку он не будет отвечать указанным в п. 4 Положения N 359 требованиям.
Учитывая вышесказанное, полагаем, что в случае предоставления помещения в аренду гражданам, имеющим статус индивидуального предпринимателя, наличные денежные расчеты при взимании арендной платы могут осуществляться без применения ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности, содержащих реквизиты, поименованные в п. 3 Положения N 359 (смотрите п. 6 приложения к письму ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@, постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2011 по делу N А57-7856/2010, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 N 11АП-14480/11).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусихин Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
30 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.