Какие кадровые, бухгалтерские документы и за какой период имеет право запросить трудовая инспекция по проверке, организованной по жалобе сотрудника? Каким образом происходит уведомление организации о планируемой проверке? Каковы последствия в случае обнаружения нарушений?
Государственный надзор и контроль за соблюдением всеми работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (часть первая ст. 353 ТК РФ, часть первая ст. 356 ТК РФ).
В силу части первой ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными РФ конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а также решениями Правительства РФ.
Следует учитывать, что в соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона N 294-ФЗ до 01.07.2011 положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, куда входит и организация и проведение проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, в соответствии с ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Однако государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (часть третья ст. 360 ТК РФ). Особый порядок проведения инспекционных проверок установлен исключительно для организаций, перечисленных в части четвертой ст. 360 ТК РФ.
Таким образом, государственный инспектор труда не обязан уведомлять организацию о проведении проверки, организованной по жалобе работника.
Государственные инспекторы труда при проведении проверок имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. 357 ТК РФ).
Так как федеральная инспекция труда наделена большим объемом полномочий по проверке соблюдения работодателями трудового законодательства, то не представляется возможным дать исчерпывающий перечень документов, которые может потребовать этот орган при осуществлении контрольных мероприятий.
Однако п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ устанавливает недопустимость требования представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
Следовательно, сотрудниками федеральной инспекции труда могут быть запрошены любые документы, которые необходимы им для проведения проверки, организованной по жалобе сотрудника, в частности коллективный договор, правила внутреннего распорядка, положения об оплате труда, приказы, трудовые договоры, трудовые книжки работников, штатное расписание, бухгалтерские документы, подтверждающие выплату заработной платы работникам, заявления работников и т.д. При этом они не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции трудовой инспекции, а также требовать предоставить документы, если они не относятся к предмету проверки.
Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 362 ТК РФ). Так, административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ, помимо этого работодатели могут быть привлечены к административной ответственности по ст.ст. 5.28-5.34 КоАП РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
18 февраля 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.