Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Требуется ли государственная экспертиза проектной документации на капитальный ремонт кровли, если стоимость работ менее 10 млн руб.?

Требуется ли государственная экспертиза проектной документации на капитальный ремонт кровли, если стоимость работ менее 10 млн руб.?

Необходимо ли получение положительного заключения государственной экспертизы в части определения достоверности сметной стоимости работ по капитальному ремонту кровли здания, сметная стоимость которого не превышает 10 млн руб., источник финансирования - бюджет субъекта РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проведение государственной экспертизы проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту кровли, стоимость которого не превышает 10 млн руб., в обязательном порядке не требуется.

Обоснование вывода:

Капитальный ремонт кровли отдельно не регулируется. Работы по замене и т.д. кровли могут быть рассмотрены как реконструкция, капитальный или текущий ремонт здания.

В соответствии с п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Особенности подготовки и проведения работ по капитальном ремонту объектов капитального строительства определены нормами ГрК РФ.

Реконструкция объектов капитального строительства представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).

Понятие текущий ремонт в законодательстве не закреплено. Но, например, в разделе Основные термины и понятия ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" дано следующее определение: текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Обычно ремонт кровли не связан с реконструкций здания, а представляет собой либо текущий, либо капитальный ремонт. Однако в рамках Правового консалтинга затруднительно определить, к какому виду работ относятся планируемые работы по ремонту кровли, поскольку требуется изучение обстоятельств ситуации и применение специальных познаний в области строительства.

Обращаем внимание, что, например, в п. 12 Перечня элементов строительных конструкций замена и (или) восстановление которых может осуществляться при проведении текущего ремонта зданий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2120, определено, что может проводиться текущий ремонт кровли, в том числе ее части, если это не влечет изменение характеристик здания, сооружения, предусмотренных утвержденной проектной документацией, и (или) не влияет на конструктивную надежность и безопасность здания, сооружения.

Таким образом, несмотря на наименование предмета работ, фактически это может быть текущий ремонт здания. Но окончательное решение может представить только специалист, обладающий познаниями в области строительства. Возможно, наименование предмета работ было дано именно по причине того, что они относятся к капитальному ремонту здания и оно отражает правильную суть работ.

Относительно экспертизы проектной документации по данному виду работ необходимо исходить из следующего.

П. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ указывает, что проектная документация всех объектов (кроме линейных), сметная стоимость строительных работ на которых в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, должна проходить государственную экспертизу.

Согласно ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

Таким образом, обязательная государственная экспертиза проектной документации проводится в следующих случаях:

- строительство, реконструкция объекта капитального строительства, финансируемые за счет бюджетных средств, стоимостью более 10 млн руб.,

- проведение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств, при одновременном выполнении двух условий: стоимость работ превышает 10 млн руб., работы по капитальному ремонту относятся к случаям, указанным в п. 27.4 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, согласно которым проверке подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если капитальный ремонт включает:

а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций, за исключением несущих, или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций, за исключением несущих, в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

б) замену и (или) восстановление всех видов систем или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;

в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.

Исходя из изложенного следует, что даже если работы по капитальному ремонту кровли относятся к капитальному ремонту/реконструкции здания, при условии его стоимости менее 10 млн руб, проведение государственной экспертизы проектной документации в обязательном порядке уже не требуется. Второе условие относительно капитального ремонта, полагаем, тоже не выполняется, поскольку, как правило, капитальный ремонт кровли не затрагивает замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций.

Проектная документация на текущий ремонт изначально не является предметом государственной экспертизы, упомянутой в ст. 49 ГрК РФ.

Учитывая изложенное, полагаем, что проведение государственной экспертизы проектной документации на капитальный ремонт кровли в обязательном порядке не требуется (смотрите, например, Решение АС Томской области от 1 апреля 2024 г. по делу N А67-10420/2023, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2023 г. N 18АП-16799/22 по делу N А76-5323/2022, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2022 г. N Ф03-3176/22 по делу N А37-1055/2021).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена

Ответ прошел контроль качества

27 сентября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.