Требуется ли государственная экспертиза проектной документации на капитальный ремонт кровли, если стоимость работ менее 10 млн руб.?
Необходимо ли получение положительного заключения государственной экспертизы в части определения достоверности сметной стоимости работ по капитальному ремонту кровли здания, сметная стоимость которого не превышает 10 млн руб., источник финансирования - бюджет субъекта РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение государственной экспертизы проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту кровли, стоимость которого не превышает 10 млн руб., в обязательном порядке не требуется.
Обоснование вывода:
Капитальный ремонт кровли отдельно не регулируется. Работы по замене и т.д. кровли могут быть рассмотрены как реконструкция, капитальный или текущий ремонт здания.
В соответствии с п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Особенности подготовки и проведения работ по капитальном ремонту объектов капитального строительства определены нормами ГрК РФ.
Реконструкция объектов капитального строительства представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).
Понятие текущий ремонт в законодательстве не закреплено. Но, например, в разделе Основные термины и понятия ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" дано следующее определение: текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Обычно ремонт кровли не связан с реконструкций здания, а представляет собой либо текущий, либо капитальный ремонт. Однако в рамках Правового консалтинга затруднительно определить, к какому виду работ относятся планируемые работы по ремонту кровли, поскольку требуется изучение обстоятельств ситуации и применение специальных познаний в области строительства.
Обращаем внимание, что, например, в п. 12 Перечня элементов строительных конструкций замена и (или) восстановление которых может осуществляться при проведении текущего ремонта зданий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2120, определено, что может проводиться текущий ремонт кровли, в том числе ее части, если это не влечет изменение характеристик здания, сооружения, предусмотренных утвержденной проектной документацией, и (или) не влияет на конструктивную надежность и безопасность здания, сооружения.
Таким образом, несмотря на наименование предмета работ, фактически это может быть текущий ремонт здания. Но окончательное решение может представить только специалист, обладающий познаниями в области строительства. Возможно, наименование предмета работ было дано именно по причине того, что они относятся к капитальному ремонту здания и оно отражает правильную суть работ.
Относительно экспертизы проектной документации по данному виду работ необходимо исходить из следующего.
П. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ указывает, что проектная документация всех объектов (кроме линейных), сметная стоимость строительных работ на которых в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, должна проходить государственную экспертизу.
Согласно ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
Таким образом, обязательная государственная экспертиза проектной документации проводится в следующих случаях:
- строительство, реконструкция объекта капитального строительства, финансируемые за счет бюджетных средств, стоимостью более 10 млн руб.,
- проведение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств, при одновременном выполнении двух условий: стоимость работ превышает 10 млн руб., работы по капитальному ремонту относятся к случаям, указанным в п. 27.4 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, согласно которым проверке подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если капитальный ремонт включает:
а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций, за исключением несущих, или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций, за исключением несущих, в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
б) замену и (или) восстановление всех видов систем или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;
в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.
Исходя из изложенного следует, что даже если работы по капитальному ремонту кровли относятся к капитальному ремонту/реконструкции здания, при условии его стоимости менее 10 млн руб, проведение государственной экспертизы проектной документации в обязательном порядке уже не требуется. Второе условие относительно капитального ремонта, полагаем, тоже не выполняется, поскольку, как правило, капитальный ремонт кровли не затрагивает замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций.
Проектная документация на текущий ремонт изначально не является предметом государственной экспертизы, упомянутой в ст. 49 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, полагаем, что проведение государственной экспертизы проектной документации на капитальный ремонт кровли в обязательном порядке не требуется (смотрите, например, Решение АС Томской области от 1 апреля 2024 г. по делу N А67-10420/2023, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2023 г. N 18АП-16799/22 по делу N А76-5323/2022, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2022 г. N Ф03-3176/22 по делу N А37-1055/2021).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена
Ответ прошел контроль качества
27 сентября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.