Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Нормирование закупок для нескольких государственных органов

Нормирование закупок для нескольких государственных органов

Согласно ст. 19 Закона N 44-ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Министерство цифрового развития Республики Адыгея (РА) осуществляет свою деятельность в рамках реализации государственной программы "Цифровое развитие", утвержденной постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 24 декабря 2019 г. N 318.
Основные мероприятия государственной программы предусматривают закупку товара, работ, услуг для всех органов исполнительной власти РА, а также для обеспечения функций государственного аппарата Министерства.
Министерство реализует свою деятельность согласно государственной программе, мероприятия которой направлены на обеспечение функций всех органов исполнительной власти Республики Адыгея (мероприятия направлены на реализацию различных проектов, поручений, которые не обеспечивают функции самого аппарата Министерства, а обеспечивают деятельность органов исполнительной власти РА).
В силу нынешней правоприменительной практики надо ли определять нормативы затрат, которые не входят в обеспечение деятельности аппарата Министерства цифрового развития РА, а направлены на реализацию функций всех органов исполнительной власти?
Если такая необходимость существует, как нормировать затраты по категориям и группам должностей на сотрудников, не входящих в штат Министерства? На какие затраты должны быть определены нормативы (на все мероприятия или только на аппаратные)? Что подразумевает подп. 15 п. 8 постановления Кабинета министров Республики Адыгея от 30 декабря 2015 г. N 310 "О правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Республики Адыгея, органов управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Адыгея (включая соответственно территориальные органы и подведомственные государственные казенные учреждения Республики Адыгея)"? Какие затраты должен занормировать заказчик согласно данному пункту? Достаточно ли заказчику установить требования к закупаемым товарам для мероприятий государственной программы, без установления нормативов затрат? Как обеспечить закупку товаров (работ, услуг) в рамках реализации комплекса процессных мероприятий государственной программы, если эти услуги используются Министерством и иными органами власти?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В описанной ситуации министерству не требуется определять нормативные затраты, которые направлены на реализацию функций всех органов исполнительной власти субъекта РФ. Издание такого нормативного правового акта, по нашему мнению, неправомерно.

Министерство самостоятельно определяет, для реализации каких функций данного органа власти устанавливаются нормативные затраты, с учетом требований правил нормирования, установленных в соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ.

Министерство обязано установить нормативные затраты на закупаемые им и подведомственными ему казенными учреждениями товары. Установления только требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам не достаточно.

Обоснование позиции:

Кто устанавливает нормативные затраты?

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения уполномочены утверждать, на основании правил нормирования, установленных в соответствии с ч. 4 указанной статьи, требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Аналогичные положения содержатся подп. 2 п. 2 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Адыгея, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 30.12.2015 N 312 (далее - Требования), согласно которому государственные органы Республики Адыгея и органы управления Территориальным фондом утверждают:

а) требования к закупаемым ими, соответственно их территориальными органами, подведомственными указанным органам государственными казенными учреждениями Республики Адыгея, государственными бюджетными учреждениями Республики Адыгея и государственными унитарными предприятиями Республики Адыгея отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее - требования к отдельным видам товаров, работ, услуг);

б) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов Республики Адыгея, органов управления Территориальным фондом, их территориальных органов и подведомственных им государственных казенных учреждений Республики Адыгея (далее - нормативные затраты).

Также согласно п. 2 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Республики Адыгея, органов управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Адыгея (включая подведомственные государственные казенные учреждения Республики Адыгея), утвержденных постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 30.12.2015 N 310 (далее - Правила определения нормативных затрат, Постановление N 310), нормативные затраты применяются для обоснования объекта и (или) объектов закупки соответствующего государственного органа Республики Адыгея, и подведомственных ему государственных казенных учреждений Республики Адыгея.

Как видно из буквального содержания приведенных норм, указанные в них государственные органы наделены полномочиями по определению нормативных затрат только в отношении обеспечения собственных функций и подведомственных им казенных учреждений. Ни Закон N 44-ФЗ, ни принимаемые во исполнение этого Закона нормативные правовые акты по нормированию закупок Республики Адыгея, соответственно, не предоставляют полномочия по установлению нормативных затрат для всех органов исполнительной власти субъекта РФ какому-либо одному органу.

Таким образом, Министерству в рассматриваемой ситуации не требуется определять нормативы затрат, которые направлены на реализацию функций всех органов исполнительной власти субъекта РФ.

На какие затраты должны быть определены нормативы?

Закон N 44-ФЗ и нормативные правовые акты по нормированию закупок Республики Адыгея не конкретизируют, на обеспечение каких именно функций государственных органов и подведомственных им казенных учреждений такие органы определяют нормативные затраты.

Пунктом 2 Правил определения нормативных затрат установлено, что нормативные затраты применяются для обоснования объекта и (или) объектов закупки соответствующего государственного органа Республики Адыгея и подведомственных ему государственных казенных учреждений Республики Адыгея. Нормативные затраты, порядок определения которых не установлен указанными Правилами, определяются в порядке, устанавливаемом государственными органами Республики Адыгея (п. 3 Правил определения нормативных затрат).

Таким образом, органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют, для каких функций конкретного органа власти устанавливаются нормативные затраты с учетом требований правил нормирования, установленных в соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ.

Согласно подп. 15 п. 8 Правил определения нормативных затрат перечень товаров и услуг, для которых государственным органом формируются нормативы по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий государственного органа Республики Адыгея, должностных обязанностей его работников), является открытым. То есть государственный орган вправе определять нормативы для товаров и услуг, не указанных в названном пункте, по своему усмотрению.

Достаточно ли заказчику установить требования к закупаемым товарам без установления нормативных затрат?

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Также в соответствии с п. 11 Требований государственные органы Республики Адыгея, орган управления Территориальным фондом до 1 июня текущего финансового года принимают правовые акты, указанные в абзаце "б" подп. 2 п. 1 указанных Требований.

С учетом сказанного Министерство обязано установить нормативные затраты на закупаемые им и подведомственными ему казенными учреждениями товары.

При этом согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 13.08.2019 N 24-01-06/61190, государственные органы вправе не утверждать нормативные затраты на товары, работы, услуги, которые не закупаются ими, их территориальными органами или подведомственными им казенными учреждениями. В случае передачи госорганом полномочий по проведению отдельных закупок подведомственным учреждениям орган обязан утвердить нормативные затраты на закупаемые товары, работы, услуги.

На наш взгляд, в приведенной в вопросе практической ситуации Министерству целесообразно рассмотреть возможность проведения централизованных закупок в соответствии с положениями ст. 26 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира

Ответ прошел контроль качества

10 сентября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.