Предоставление персональных данных работников по запросу следователя
Следователем следственного отдела Следственного комитета РФ в рамках возбужденного уголовного дела запрошены персональные данные работников (Ф.И.О., контактный номер телефона, дата рождения, адрес проживания). Работниками согласие на передачу персональных данных по запросу не предоставлено.
Правомерна ли передача истребуемых сведений без согласия работников?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При поступлении письменного мотивированного запроса следователя следственного отдела Следственного комитета РФ организация обязана предоставить запрашиваемые сведения, в том числе персональные данные работников. При этом получение от работников согласия на передачу (предоставление) персональных данных не требуется.
Обоснование вывода:
Полномочия Следственного комитета РФ по осуществлению действий в отношении организаций, их должностных лиц и работников определяются соответствующими нормативными правовыми актами, которые непосредственно регулируют деятельность, а также федеральным законами, устанавливающими особенности осуществления отдельных полномочий.
На Следственный комитет РФ и его органы возложены задачи по оперативному и качественному расследованию преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ; выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; защита прав и свобод человека и гражданина и др. (ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации; далее - Закон N 403-ФЗ).
Сотрудники Следственного комитета РФ при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на них уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе: беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у них в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела; требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства и др. (ч. 1 ст. 7 Закона N 403-ФЗ).
Требования (запросы, поручения) сотрудников Следственного комитета РФ, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок (ч. 2 ст. 7 Закона N 403-ФЗ).
Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета РФ или уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законодательством РФ ответственность (ч. 4 ст. 7 Закона N 403-ФЗ). При этом сотрудники Следственного комитета РФ давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, иначе как в прямо предусмотренных законом случаях, не обязаны (ст. 6 Закона N 403-ФЗ).
Полномочия Следственного комитета РФ установлены и указом Президента РФ от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета РФ".
Основания и порядок проведения предварительного следствия или дознания, возбуждения уголовных дел, а также порядок уголовного судопроизводства на территории РФ регулируются УПК РФ. Подследственность органов Следственного комитета РФ на проведение предварительного следствия или дознания по делам о преступлениях установлена ст. 151 УПК РФ.
Из положений ст. 21 УПК РФ следует, что следователь осуществляет от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения уголовное преследование и принимает предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Требования, поручения и запросы руководителя следственного органа, следователя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ). Следователь также является должностным лицом, уполномоченным на осуществление предварительного расследования по делу, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа (ст. 38 УПК РФ).
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) предоставлению информации (сведений) по запросу следователя Следственного комитета РФ не препятствует. По общему правилу, сформулированному в ст. 7 Закона N 152-ФЗ, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Передача (предоставление, доступ) персональных данных относится к их обработке, в связи с чем может осуществляться только при наличии предусмотренных условий такой обработки (п. 3 ст. 3, ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Так, обработка персональных данных без согласия субъектов допускается в предусмотренных пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ случаях, в том числе для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). То есть в тех случаях, когда по закону на оператора возлагается обязанность по передаче (предоставлению, доступу) персональных данных в адрес уполномоченных органов или их должностных лиц, в том числе в целях выполнения требований нормативных правовых актов РФ, согласие субъектов на такую обработку персональных данных не требуется.
Отсутствие необходимости получения письменного согласия работника на передачу третьей стороне его персональных данных работодателем в случаях, предусмотренных федеральными законами, следует и из положений ст. 88 ТК РФ.
Ни Закон N 403-ФЗ, ни УПК РФ не содержат положений, ограничивающих характер запрашиваемых сведений и объем истребуемой следователем в рамках производства по уголовному делу информации. При осуществлении уголовно-процессуальной деятельности по уголовным делам следователь наделяется рядом властно-распорядительных полномочий, реализация которых обеспечивает достижение назначения уголовного судопроизводства, и, таким образом, он вправе получать по своему усмотрению в пределах предоставленных полномочий информацию, направленную на установление события преступления, изобличение лица или лиц, виновных в совершении преступления.
Общие требования к оформлению запросов следователя, которые являются служебными письмами, установлен п. 3.12 Инструкции по делопроизводству Следственного комитета РФ, утвержденной приказом Следственного комитета России от 18.07.2012 N 40.
С учетом изложенных обстоятельств при поступлении в организацию письменного мотивированного запроса следователя организация обязана предоставить запрашиваемые сведения, в том числе персональные данные работников, находящиеся в распоряжении. При этом получать согласие работников на передачу (предоставление) их персональных данных не требуется (смотрите апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 01.04.2024 по делу N 33а-2637/2024; решение Ивановского областного суда от 22.12.2022 по делу N 21-377/2022).
Невыполнение законных требований следователя образует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ (смотрите постановление Геленджикского городского суда Краснодарского края от 26.07.2019 по делу N 5-675/2019, решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 12.04.2019 по делу N 12-181/2019, решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02.04.2019 по делу N 12-45/2019, решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.02.2019 по делу N 12-108/2019).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Беликова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
12 августа 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.