Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Обязанности участника эксперимента по добровольной маркировке продукции

Обязанности участника эксперимента по добровольной маркировке продукции

Организация планирует добровольную маркировку снековой продукции в системе "Честный знак" в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.06.2024 N 857.
Может ли организация сначала принять участие в пилотном проекте, но в случае необходимости и пока маркировка остается добровольной в рамках эксперимента отказаться от участия в проекте и маркировки продукции? Как это нужно будет сделать?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Порядок выхода из Эксперимента для его участников не установлен. После подачи заявления на участие в Эксперименте организация как участник должна выполнять методические рекомендации (в настоящее время они еще не разработаны) и передавать сведения в информационную систему.

При этом обязанностей для участников Эксперимента, включенных в Реестр участников, не предусмотрено (нарушение которых имело бы негативные последствия в виде штрафов).

Нарушение правил Эксперимента, участие в котором является добровольным, не является нарушением правил обязательной маркировки.

Поэтому, а также учитывая добровольный характер участия в Эксперименте, по нашему мнению, прекращение организацией участия в Эксперименте после ее регистрации в информационной системе в качестве его участника не влечет за собой негативных последствия в виде штрафов или иных санкций.

Отказ от участия в Эксперименте после регистрации как участника может быть выражен в виде невыполнения Методических рекомендаций (отсутствие регистрации товара в Нацкаталоге, отсутствие заявки на эмиссию кодов маркировки и/или ненанесение средств идентификации на товар и т.д.).

Обращаем внимание, что данный ответ представляет собой экспертное мнение, которое может отличаться от позиции иных специалистов и контролирующих органов. Каких-либо разъяснений, в т.ч. касающихся организации проведения экспериментов по другим группам товаров, по вопросу обязанностей участников Эксперимента и возможности их неисполнения, не обнаружено.

Обоснование позиции:

С 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года на территории Российской Федерации проходит эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов бакалейной и иной пищевой продукции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.06.2024 N 857 (далее - Положение и Эксперимент).

Эксперимент предусматривает апробацию механизмов функционирования системы прослеживаемости оборота бакалейной продукции в РФ до внедрения обязательной системы маркировки этой товарной группы. Участие в Эксперименте осуществляется на добровольной и безвозмездной основе (пп. 4 и 6 Положения).

До 31.08.2024 Минпромторг должен разработать и утвердить по согласованию с уполномоченными органами Методические рекомендации по проведению Эксперимента и план-график проведения Эксперимента (п. 5 Постановления N 857, п. 5 Положения). В настоящее время проект таких методических рекомендаций не подготовлен (не обнаружен нами).

Если исходить из методических рекомендаций для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации иных товаров, то:

1) участником Эксперимента - заинтересованное лицо (производитель, импортер, торговая организация) становится путем подачи заявления о регистрации в информационной системе мониторинга, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности или индивидуального предпринимателя. Оператор системы осуществляет регистрацию заявителя в информационной системе, предоставляет ему доступ к личному кабинету и направляет по адресу электронной почты, указанному в заявлении о регистрации участника, уведомление о регистрации;

2) к участникам Эксперимента предъявляются требования о наличии у них:

а) усиленной квалифицированной электронной подписи;

б) программно-аппаратного комплекса, обладающего возможностью формирования и подписания усиленной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с информационной системой, в том числе посредством личного кабинета;

в) производители и импортеры должны также иметь удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии;

г) участник, осуществляющий розничную (в том числе комиссионную) торговлю, помимо требований, изложенных выше, должен иметь соединенные с контрольно-кассовой техникой средства сканирования и распознавания средств идентификации товаров в целях передачи сведений в информационную систему о выводе товаров из оборота.

Если участник не соответствует указанным требованиям, то его заявку на участие в Эксперименте отклоняют;

3) после регистрации участники эксперимента указываются в специальном Реестре;

4) участники Эксперимента (импортеры, производители) осуществляют регистрацию товаров в Национальном каталоге, маркировку товаров (нанесение средств идентификации на упаковку товара) и ввод их в оборот и передают информацию оператору информационной системы об обороте товара;

5) допускается возможность присоединения новых участников оборота товара к эксперименту в ходе его реализации

Однако про выход из участников Эксперимента ничего не указано, но само участие в Эксперименте участников оборота товаров является добровольным.

При этом предусматривается мониторинг работы участников Эксперимента и учет сведений, переданных участниками Эксперимента в информационную систему в рамках Эксперимента, в том числе в части учета сведений, содержащихся в подсистеме Национального каталога маркированных товаров информационной системы (пункты 7 и 8 Постановления N 857).

Полагаем, что мониторинг работы организаций, внесенных в Реестр участников Эксперимента, осуществляется не в целях контроля их деятельности и выполнения требований Постановления N 857 и Положения, а в целях сбора и анализа сведений об ошибках или сложностях в целях дальнейшей разработки правил обязательной маркировки товаров этой группы (бакалейной и иной пищевой продукции) (исходя из общих положений Постановления N 854, Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. N 2963-р).

Поэтому, а также учитывая добровольный характер участия в Эксперименте, по нашему мнению, прекращение организацией участия в Эксперименте после регистрации в информационной системе в качестве его участника не влечет за собой негативных последствия в виде штрафов или иных санкций.

Отказ от участия в Эксперименте после регистрации как участника может быть выражен в виде невыполнения Методических рекомендаций (непроведение регистрации товара в Нацкаталоге, отсутствие заявки на эмиссию кодов маркировки и/или ненанесение средств идентификации на товар и т.д.).

Отметим, что при вступлении в силу правил обязательной маркировки рассматриваемой группы товаров регистрация в информационной системе, используемой в целях обеспечения проведения Эксперимента в соответствии с Постановлением N 854, должна приравниваться к регистрации в информационной системе мониторинга для целей правил уже обязательной маркировки, которая будет введена после проведения Эксперимента (исходя из положений аналогичных правил обязательной маркировки, перед введением которых проводились эксперименты по добровольной маркировке*(1)).

При этом в некоторых Правилах маркировки отмечено, что регистрация участника эксперимента должна быть действующей или участник должен являться зарегистрированным на определенную дату. Можно предположить, что возможно исключение из реестра участников эксперимента и прекращением регистрации в информационной системе.

Отметим, что зарегистрированные участники Эксперимента получают возможность участвовать в проектно-экспертных и рабочих группах, доступ к технической документации и личному кабинету участника, поддержку специалистов системы маркировки "Честный знак" по настройке процессов нанесения кодов на продукцию и других бизнес-процессов, предоставление любой информации о маркировке*(2). То есть, учитывая добровольный характер участия в Эксперименте, его участников привлекают дополнительными возможностями, а не удерживают санкциями.

Санкции

Участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - УОТ или участники оборота), признаются (п. 19 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", п. 9 постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров"):

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации,

- а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители и импортеры этих товаров.

При этом санкции предусмотрены за нарушение правил обязательной маркировки.

Так, непредоставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков предоставления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений образует состав правонарушения по ст. 15.12.1 и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

За производство и оборот немаркированного товара, подлежащего маркировке, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (ч. 2 ст. 15.12 КоАП), предусмотрен штраф в размере для должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб.; для юридических лиц - от 50 000 до 300 000 руб. с конфискацией товара.

Также предусмотрена и уголовная ответственность при достижении стоимости выявленного немаркированного товара 3,5 млн руб. в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (ст. 171.1 УК РФ).

Перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке, утвержден распоряжением от 28.04.2018 N 792-р (далее - Перечень). В нем указаны наименования товаров и их коды ТН ВЭД и ОКПД, на которые следует ориентироваться при определении товаров, маркировка которых обязательна.

Организации и ИП, осуществляющие оборот товаров, коды которых указаны в Перечне, признаются участниками оборота товаров, которые должны выполнять требования соответствующих Правил маркировки товаров.

При этом в данном Перечне указаны товары, эксперимент по маркировке которых уже закончен. Соответственно, бакалейных товаров и снеков в Перечне пока нет, как нет и Правил маркировки данной товарной группы.

Соответственно, организация, осуществляющая производство, импорт, оборот бакалейной продукции, снеков и прочей продукции, коды ТН ВЭД или ОКПД которой не упомянуты в Перечне, не является участником оборота товаров, и на нее не возлагаются обязанности УОТ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Энциклопедия решений. Обязательная маркировка товаров: действующие системы контроля, пилотные проекты, эксперименты.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга

Ответ прошел контроль качества

23 июля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Смотрите, например, Правила маркировки отдельных видов медицинских изделий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 894, Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 N 860, и др.

 

*(2) Информация с сайта https://честныйзнак.рф/business/projects/grocery/how-get-involved/.