Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Подлежит ли обязательному лицензированию деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг (ОКВЭД 79.90.2)? Обязан ли и в каких случаях ИП на УСН, с видом деятельности по ОКВЭД 79.90.2, не имеющий наемных сотрудников, пробивать клиентам чеки через онлайн-кассу? Если клиент перечислил ИП деньги за экскурсию на карту, какой пакет документов обязан выдать ИП при оказании услуг по ОКВЭД 79.90.2 своим клиентам? Какая официальная информация должна быть размещена в офисе ИП с видом деятельности по ОКВЭД 79.90.2?

Подлежит ли обязательному лицензированию деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг (ОКВЭД 79.90.2)? Обязан ли и в каких случаях ИП на УСН, с видом деятельности по ОКВЭД 79.90.2, не имеющий наемных сотрудников, пробивать клиентам чеки через онлайн-кассу? Если клиент перечислил ИП деньги за экскурсию на карту, какой пакет документов обязан выдать ИП при оказании услуг по ОКВЭД 79.90.2 своим клиентам? Какая официальная информация должна быть размещена в офисе ИП с видом деятельности по ОКВЭД 79.90.2?

Согласно абзацу второму п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (абзац третий того же пункта).
Пунктом 3 ст. 3 ГК РФ установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Положения этого Закона не предусматривают лицензирование такого вида деятельности, как оказание экскурсионных услуг.
Правила применения контрольно-кассовой техники (далее также - ККТ) при осуществлении расчетов в РФ в целях в том числе обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей определены Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр ККТ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (далее также - ИП) при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных указанным федеральным законом.
Пункт 2 той же статьи предусматривает обязанность пользователя ККТ при осуществлении расчета выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности или в определенном случае направить ему такой чек (бланк) на абонентский номер либо адрес электронной почты.
К расчетам относится, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (абзац двадцать шестой ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Случаи, когда ККТ не применяется (или может не применяться), обозначены в ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Так, при осуществлении расчетов в безналичном порядке ККТ, за отдельным исключением, может не применяться, если расчеты осуществляются между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие отдельные виды деятельности, к которым относятся в том числе услуги экскурсионные туристические, вправе не применять ККТ, однако это правило касается только тех ИП, которые применяют патентную систему налогообложения. Кроме того, эти ИП обязаны выдавать (направлять) покупателю (клиенту) документ, подтверждающий факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащий наименование документа, его порядковый номер и определенные законом реквизиты (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН, в соответствии с Законом N 54-ФЗ не освобождены от обязанности применять ККТ при расчетах с гражданами, в том числе за экскурсионные услуги.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021.
Таким образом, ИП, применяющий УСН, у которого не было работников, вправе был не применять ККТ при расчетах за экскурсионные услуги в период до 01.07.2021. Начиная с этой даты от применения ККТ он не освобожден и, как следствие, при осуществлении расчетов за такие услуги обязан выдавать клиенту кассовый чек или бланк строгой отчетности. Это касается любой формы расчетов, в том числе и случаев, когда сумма в оплату экскурсии переводится по номеру банковской карты индивидуального предпринимателя.
Заметим, что отсутствие у таких индивидуальных предпринимателей обязанности применять ККТ в период до 01.07.2021 не означает, что они не были обязаны выдавать гражданину - заказчику экскурсионных услуг какие-либо документы. Как следует из п. 3 ст. 23, п. 1 ст. 160, п. 1 ст. 161, п. 2 ст. 437, п. 3 ст. 438 ГК РФ, договор об оказании экскурсионных услуг может считаться заключенным в момент оплаты заказчиком стоимости экскурсии в соответствии с офертой, представленной исполнителем. При этом в силу п. 2 ст. 408 ГК РФ кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части.
То есть даже если расчеты за экскурсионные услуги были произведены в период до 01.07.2021, когда ИП - исполнитель этих услуг, не имеющий наемных работников, был освобожден от применения ККТ, он обязан был по требованию заказчика (клиента) выдать ему документ, подтверждающий оплату этих услуг. Причем в этом документе должно было быть отражено существо обязательства, в исполнение которого внесена оплата, то есть должны были содержаться сведения об экскурсии, право на получение которой приобрел клиент.
Обязанности исполнителя выдавать иные документы в связи с приобретением физическим лицом экскурсионных услуг (не в составе туристского продукта)*(1) законодательство не предусматривает.
Согласно подп. 5.2.1 п. 5.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54604-2011 "Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования" (утвержден приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 738-ст) исполнители экскурсионных услуг должны предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах в соответствии с действующим законодательством, правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, в том числе инструкции для экскурсантов, включая правила поведения во время проведения экскурсии и пр.
Однако документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, если иное не установлено законодательством РФ (пп. 1, 5 ст. 2, п. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации").
Вместе с тем отношения, возникающие в связи с оказанием ИП экскурсионных услуг физическим лицам, подчиняются общим требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей (смотрите преамбулу к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", далее - Закон N 2300-I).
Так, п. 1 ст. 10 Закона N 2300-I обязывает исполнителя своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Такая информация должна включать в себя сведения, указанные в п. 2 ст. 10 Закона N 2300-I, в частности, об основных потребительских свойствах, цене и условиях приобретения услуг, о правилах и условиях их эффективного и безопасного использования и т.д.
Потребителю должна быть предоставлена возможность получить информацию об услуге незамедлительно при заключении договора (ст. 8, п. 1 ст. 12 Закона N 2300-I).
Также положения Межгосударственного стандарта ГОСТ 32611-2014 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов" (введен в действие приказом Росстандарта от 26.03.2014 N 228-ст, далее - Стандарт) предусматривают обязанность лиц, оказывающих туристские услуги, предоставлять туристам (экскурсантам) информацию, которая необходима для обеспечения безопасности их жизни, здоровья и имущества. Конкретный состав такой информации определяется особенностями услуги (в частности, сложностью туристского маршрута) (смотрите раздел 8 этого Стандарта).
До потребителя также должна быть доведена информация об исполнителе, определенная законом (ст. 9 Закона N 2300-I).
С учетом этого полагаем, что в рассматриваемом случае в офисе ИП должна быть размещена информация в объеме, который предусмотрен приведенными выше нормами Закона N 2300-I, как о самом индивидуальном предпринимателе, так и об оказываемых им экскурсионных услугах (об их стоимости, условиях и сроках проведения экскурсии и т.д.).


Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

23 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Предоставление экскурсионного обслуживания как такового, без оказания услуг по перевозке и размещению, реализацией туристского продукта не является (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").