Каковы права общественных объединений потребителей при проверке аптечных организаций? Какие документы они имеют право запрашивать? Каков порядок действий продавцов при проверке этими объединениями?
Общественные организации защиты прав потребителей, действующие на основании Устава, вправе осуществлять общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей.
Право общественных объединений на проверку соблюдения прав потребителей установлено ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). Согласно п. 2 ст. 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей вправе, в частности:
- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
- осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представления документов (выполнения действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.
При этом остается открытым вопрос о том, являются ли требования общественной организации обязательными для исполнения со стороны продавцов. В настоящее время ответ на этот вопрос представляется не совсем очевидным, поскольку законодательство РФ не вменяет продавцам обязанности представлять все без исключения документы по требованию общественных организаций.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2005 г. N 0100/4938-05-32 "О полномочиях общественных объединений потребителей" основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:
- требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
- проверку соблюдения санитарных правил и норм;
- проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
- проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
- проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
Таким образом, на наш взгляд, общественные объединения потребителей имеют право требовать представить документы, которые могут быть затребованы потребителем согласно законодательству.
Конкретный перечень таких документов в настоящее время не утвержден.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 5 февраля 2010 г. N Д05-292 "О регламентации деятельности общественных объединений потребителей" общественные объединения потребителей не являются субъектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в силу чего регулирование их деятельности в части проведения проверок на основании Федерального закона N 294-ФЗ невозможно.
Несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо (апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 декабря 2016 г. по делу N 33-15611/2016).
Исходя из изложенного, ответить однозначно на вопросы о том, какие документы может требовать общественная организация при проверки аптеки, а также каков порядок действия продавцов при проведении этой проверки, не представляется возможным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Ответ прошел контроль качества
26 ноября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.