Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация осуществляет продажу текстильной продукции, подлежащей обязательной маркировке с января 2021 года, конечным потребителям дистанционным способом. При этом продавец привлекает третье лицо (организацию, ООО) для доставки товара потребителю. Организация, осуществляющая доставку, принимает от потребителя денежные средства за товар в момент передачи товара и выбивает кассовый чек. В части приема платежей организация, осуществляющая доставку, выполняет для продавца функцию агента, действует от своего имени, но за счет принципала (продавца). В расчетах с потребителем используется ККТ, принадлежащая агенту. Должен ли агент зарегистрироваться в системе "Честный знак"? Если да, то какова его роль как участника оборота товаров? Какие данные в этом случае отражает продавец при передаче товара агенту, и какие - агент при передаче товара потребителю? Если нет, то как обеспечить формирование и выдачу покупателю кассового чека, содержащего всю предусмотренную законом информацию для маркированного товара, если чек выбивает агент?

Организация осуществляет продажу текстильной продукции, подлежащей обязательной маркировке с января 2021 года, конечным потребителям дистанционным способом. При этом продавец привлекает третье лицо (организацию, ООО) для доставки товара потребителю. Организация, осуществляющая доставку, принимает от потребителя денежные средства за товар в момент передачи товара и выбивает кассовый чек. В части приема платежей организация, осуществляющая доставку, выполняет для продавца функцию агента, действует от своего имени, но за счет принципала (продавца). В расчетах с потребителем используется ККТ, принадлежащая агенту. Должен ли агент зарегистрироваться в системе "Честный знак"? Если да, то какова его роль как участника оборота товаров? Какие данные в этом случае отражает продавец при передаче товара агенту, и какие - агент при передаче товара потребителю? Если нет, то как обеспечить формирование и выдачу покупателю кассового чека, содержащего всю предусмотренную законом информацию для маркированного товара, если чек выбивает агент?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Юридические лица и ИП, оказывающие услуги по доставке товаров, реализованных дистанционным способом (далее - курьерская служба), не являются участниками оборота товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке. В связи с чем они не должны при формировании фискальных документов ККТ передавать данные в ГИС МТ о кодах маркировки товаров, доставляемых покупателям.
В то время как лицо, осуществляющее торговлю дистанционным способом маркированными товарами легкой промышленности (как собственными, так и полученными по агентским договорам или договорам комиссии), признается участником оборота, в обязанности которого входит вывод из оборота реализованных товаров, подлежащих обязательной маркировке, и передача соответствующих данных в ГИС МТ.
При этом при реализации маркированных товаров легкой промышленности путем продажи дистанционным способом участник оборота вносит в ГИС МТ сведения об их выводе из оборота при отгрузке со склада хранения для передачи покупателям (до дня фактической передачи).
При получении предоплаты (аванса) от покупателя маркированный товар из оборота не выводится. В связи с чем при применении ККТ и формировании кассового чека на сумму предоплаты нет необходимости указывать реквизит "код товара" и передавать через ККТ сведения о маркированном товаре в ГИС МТ.
При передаче товара (выведенного из оборота при отгрузке со склада хранения) покупателю курьерская служба применяет ККТ без формирования и передачи в ГИС МТ сведений о маркированном товаре, т.е. оформляет кассовый чек без указания реквизита "код товара".
Однако ввиду отсутствия официальных разъяснений просим отнестись к указанному как к нашему экспертному мнению. Рекомендуем обратиться с официальным запросом в Минфин России как в орган, уполномоченный давать письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ), а также в Министерство промышленности и торговли РФ, так как оно является координатором всех проектов по маркировке товаров.

Обоснование позиции:
Обязательства, связанные с оборотом маркированных товаров (регистрация в системе, маркировка товаров, передача данных в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС МТ) (в т.ч. с применением специального оборудования)), возлагаются только на участников оборота товаров.
В общем случае участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - УОТ или участники оборота), признаются (пп. 19 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", п. 9 постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров"):
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации,
- а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров.
Отдельные требования к УОТ установлены Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностями внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1956 (далее - Правила N 1956).
Для целей оборота маркированных товаров легкой промышленности:
1) оборотом товаров является ввоз в РФ, хранение, транспортировка, получение и передача товаров легкой промышленности, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории РФ;
2) выводом товаров из оборота признается, в частности:
- реализация (продажа) или иная передача маркированных товаров легкой промышленности физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на товары, в том числе розничная продажа,
- продажа товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для использования в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей),
- реализация (продажа) товаров путем их продажи по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке товаров со склада хранения для доставки потребителю;
3) уучастниками оборота признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в РФ, являющиеся налоговыми резидентами РФ, осуществляющие ввод товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота товаров, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности, оказывающих услуги в рамках агентских договоров и (или) в рамках договоров комиссии и (или) почтовые услуги по доставке товаров или связанные с ними услуги при продаже по образцам и дистанционным способам продажи, в том числе логистические услуги, предпродажная подготовка товара, сборка и упаковка, организация доставки товара конечным потребителям от имени продавца с одновременным принятием денежных средств за выданный товар или наложенного платежа.
Отметим, что в данном исключении речь идет о лицах, оказывающих услуги по доставке товаров или связанные с ними услуги при продаже по образцам и дистанционным способам продажи в рамках агентских и (или) комиссионных договоров (комиссионер, как известно, действует от своего имени, но за счет комитента, п. 1 ст. 990 ГК РФ). В такие услуги включаются также организация доставки от имени продавца. При этом необходимо отличать торговлю маркированными товарами посредником (который в таком случае признается УОТ) от оказания услуг по их доставке.
По нашему мнению, в т.ч. исходя из специальных правил вывода из оборота товаров, при реализации их путем продажи по образцам или дистанционным способом (п. 76 Правил N 1956, подробнее смотрите далее) указанное исключение распространяется на лиц, которые, не реализуя товар от своего имени или имени собственника товара, осуществляют только их доставку. На лиц, которым товар передан для реализации на основании агентского договора или договора комиссии, и которые также осуществляют его доставку, указанное исключение не распространяется, и они признаются участниками оборота, в обязанности которых входит в т.ч. вывод товара из оборота через ККТ при расчетах с покупателями.
Таким образом, во-первых, выводом товара из оборота при продаже товара путем их продажи по образцам или дистанционным способом является отгрузка их со склада для доставки потребителю. Во-вторых, участником оборота признается организация - собственник товаров легкой промышленности (либо посредник (агент, комиссионер), которому переданы товары для дальнейшей реализации), в обязанности которой входит в т.ч. регистрация вывода товара из оборота при его дистанционной продаже через ККТ. В то время как организация, осуществляющая только доставку и расчеты с покупателями, не является УОТ и, соответственно, на нее не распространяются требования Правил N 1956.
В общем случае УОТ, осуществляющие розничную продажу маркированных товаров, направляют в ГИС МТ информацию о выводе из оборота товаров с применением ККТ, за исключением участников оборота, которые вправе не применять ККТ (п.п. 69 и 70 Правил N 1956).
Но для дистанционной торговли в п. 76 Правил N 1956 предусмотрен специальный порядок вывода маркированного товара легкой промышленности из оборота.
Так, при выводе товаров из оборота путем их продажи по образцам или дистанционного способа продажи УОТ при отгрузке товаров со склада хранения для доставки потребителю до дня фактической доставки товаров потребителю вносит в ГИС МТ следующие сведения:
а) идентификационный номер налогоплательщика УОТ, осуществляющего вывод товаров из оборота;
б) причина вывода товаров из оборота (продажа товаров по образцам, дистанционный способ продажи товаров);
в) коды идентификации, выводимые из оборота;
г) стоимость выводимых из оборота товаров (по данным учета УОТ)*(1).

Применение ККТ

В настоящее время законодательство РФ о применении ККТ состоит из Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (постановление Правительства РФ от 21.02.2019 N 174 "Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности", приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию", а также Методические указания ФНС России о применении ККТ в различных ситуациях (далее - Закон N 54-ФЗ, постановление N 174, приказ о дополнительных реквизитах соответственно) (абзац 12 п. 4, абзац 6 п. 5 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ)).
1. В силу п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ обязанность применения ККТ и выдачи покупателю (клиенту) кассового чека (или БСО) возникает у той организации (или ИП), которая непосредственно осуществляет расчет (принимает наличные денежные средства). При безналичных расчетах - у той организации (или ИП), на чей расчетный счет непосредственно поступают денежные средства от каждого отдельного плательщика - физического лица.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в случае, если организация-продавец получает от покупателей предоплату (аванс) в безналичном порядке, то она должна применять ККТ и оформлять кассовый чек с соответствующими реквизитами. Кассовый чек высылается покупателю в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты (п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
В случае, если оплата осуществляется наличными (или с применением платежной карты) представителю организации, осуществляющей доставку заказанного товара и расчет с покупателем, в момент доставки товара (далее - курьерская служба), то эта организация (как лицо, совершающее расчет с покупателем) должна применить ККТ, оформить кассовый чек и передать его покупателю вместе с товаром (письмо ФНС России от 11.11.2019 N ЕД-4-20/22760@). При этом, по нашему мнению, обязанность по применению ККТ и соответствующему оформлению фискальных документов возникает у курьерской службы, осуществляющей расчеты с покупателями, независимо от того, от чьего имени она действует при расчете с покупателями*(2).
2. В августе 2019 года Закон N 54-ФЗ был дополнен нормами, касающимися передачи данных о кодах маркировки товара оператору информационных систем маркировки при осуществлении расчетов в автоматическом режиме. В связи с чем изменились требования к ККТ и фискальным документам. Так, ККТ должна обеспечивать возможность приема кода маркировки маркированного товара, сведения о котором должны быть указаны в кассовом чеке, и передачу этих сведений в фискальный накопитель, который, в свою очередь, передает данные оператору информационных систем маркировки (п. 1.1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ).
В связи с чем пунктом 6.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность в момент расчета за маркированные товары формировать данные о таких товарах, предусмотренные Законом N 54-ФЗ для тех пользователей ККТ, которые:
- осуществляют расчеты за товары, маркированные средствами идентификации (далее - маркированные товары),
и
- которые в соответствии с законодательством РФ должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в информационные системы маркировки.
В частности, в кассовом чеке должен быть указан реквизит "код товара" (тег 1162), а кассовая техника должна формировать сообщение о выводе этого товара из оборота, передаваемое в ГИС МТ через ОФД.
Отметим, что в кассовом чеке, оформляемом при получении предварительной оплаты (аванса), может не указываться реквизит "код товара" (тег 1162 для ФФД версии 1.05, тег 1163 для ФФД версии 1.2*(3)) и код маркировки, поскольку расчет не связан с передачей товара покупателю (пользователю) (п. 19 Приказа, п. б) п. 3 Постановления N 174).
Т.е. кассовый чек с реквизитами "код товара" и данные о выводе товара из оборота формируются при передаче маркированного товара (когда реквизит "признак предмета расчета" (тег 1212) принимает значение "товар", а реквизит "признак способа расчета" (тег 1214) принимает значение "полный расчет", "частичный расчет и кредит" или "передача в кредит").
Как указывалось ранее, курьерская служба (агент) не является УОТ и, соответственно, она не обязана вносить информацию об обороте маркированного товара в ГИС МТ.
Т.е. при получении предоплаты (аванса) организация - участник оборота не выводит товар из оборота и поэтому в кассовом чеке не указываются коды товара. Но при передаче товара со склада хранения для доставки потребителю организация - участник оборота должна передать данные о выводе товара из оборота (до дня передачи товара покупателю курьерской службой). Курьерская служба фактически передает выведенный из оборота товар и при передаче товара покупателю и получении от него оплаты не должна в кассовом чеке указывать данные о кодах маркировки переданного товара и вносить через ККТ данные о выводе товара из оборота.
Данный вывод следует из п. 76 Правил N 1956 и п. 6.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ (в котором указано, что требования о формировании ККТ данных о маркированном товаре должны выполнять пользователи, "которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в государственную информационную систему мониторинга").
Однако, по нашему мнению, имеется несогласованность между указанными нормами и п. б) п. 3 Постановления N 174, в котором указано, что "кассовый чек и бланк строгой отчетности могут не содержать реквизит "код товара", если... расчеты осуществляются до 20 апреля 2021 г. юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими курьерские услуги и услуги почтовой связи, связанные с доставкой товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, конечным потребителям от имени продавца, в том числе с доставкой такого товара наложенным платежом в отделение почтовой связи или иные пункты выдачи и временного хранения товара".
И хотя в данной норме не упоминается продажа товара по образцам или дистанционный способ продажи, по нашему мнению, на доставку товара, реализуемого указанным способом, п. б) п. 3 Постановления N 174 распространяется.
То есть, устанавливая данное временное освобождение, законодатель исходил из того, что лица, оказывающие услуги по доставке маркированного товара, должны выводить товар из оборота через ККТ при осуществлении расчета с покупателем (в т.ч. при передаче товара, полностью оплаченного ранее, поскольку в таком случае совершается вид расчета "зачет аванса", требующий применения ККТ).
Можно предположить, что допускаются два варианта вывода из оборота маркированного товара, реализуемого дистанционным способом:
1) вывод из оборота товара собственником товара (или посредником, который реализует товар по агентским договорам или договорам комиссии) при отгрузке товаров со склада хранения для передачи его курьерской службе или
2) вывод из оборота товара в момент передачи его покупателю курьерской службой, в пункте выдачи с применением ККТ в ситуации, когда заранее неизвестно, какой именно товар (с каким кодом) будет передан со склада хранения курьерской службе для доставки.
Однако каких-либо разъяснений по вопросу применения ККТ при реализации маркированного товара дистанционным способом с привлечением курьерской службы (в части формирования сведений для передачи в ГИС МТ и указания реквизита "код товара" в кассовом чеке) не обнаружено. Поэтому рекомендуем обратиться за ними в ФНС России и Минфин России (п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи дистанционным способом (доработанный текст проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (подготовлен Минпромторгом России 21.09.2020));
- Вопрос: Курьерская служба доставки (организация) осуществляет расчеты с покупателями при доставке товара продавца, осуществляющего дистанционную торговлю, применяет ККТ. Может ли организация руководствоваться п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ и использовать облачную кассу, а ее сотрудник (курьер) вместо выдачи бумажного кассового чека демонстрировать покупателю QR-код? Является ли исключением в праве использования п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ осуществление расчетов за маркированные товары (как это предусмотрено пунктом 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ для торговых автоматов)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) При этом в случае возврата товаров, ранее выведенных из оборота путем продажи по образцам и дистанционного способа продажи, УОТ осуществляет действия, предусмотренные п.п. 77-79 Правил N 1956, а именно представляет соответствующие сведения в ГИС МТ и при необходимости (если товар был возвращен с поврежденным средством идентификации) осуществляет перемаркировку товаров.
При возврате товаров с неповрежденным средством идентификации товары повторно не маркируются, а в ГИС МТ представляются следующие сведения:
а) идентификационный номер налогоплательщика УОТ, принимающего товары;
б) коды идентификации, или коды идентификации комплектов, или коды идентификации наборов;
в) реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем;
г) вид документа, подтверждающего соответствие товара требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа, если срок действия документа, подтверждающего соответствие товара, который был указан ранее, истек (при наличии).
При возврате товаров с поврежденным средством идентификации либо без средства идентификации (возможность идентифицировать товары отсутствует) УОТ осуществляет перемаркировку товаров в соответствии с процедурами, предусмотренными разделом VII Правил N 1956, и передает в ГИС МТ, помимо вышеуказанных, также сведения о новом коде идентификации возвращенного товара.
Отметим, что аналогичные правила действуют при продаже обувных товаров, подлежащих маркировке, путем их продажи по образцам или дистанционным способом (п. 81 постановления Правительства РФ от 05.07.2019 N 860).
*(2) Поскольку в силу п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ ККТ применяется на месте расчета тем же лицом, которое совершает расчет, то в случае когда расчеты с покупателями (клиентами) осуществляет посредник (агент, комиссионер), то он и должен применять ККТ (письма Минфина России от 05.09.2018 N 03-01-15/63529, от 31.08.2018 N 03-01-15/62185 и N 03-01-15/62186, постановление Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 9803/06).
Специалисты ФНС России разъясняют, что в случае действия агента от имени и за счет принципала агент применяет ККТ, зарегистрированную на принципала. Но агент также вправе применять ККТ, зарегистрированную на себя (агента), при условии указания в кассовом чеке реквизитов "признак агента", "данные поставщика", "ИНН поставщика" (ответ с официального сайта ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2020 г.).
При этом в случае применения ККТ агентом (посредником) дополнительное применение ККТ продавцом товара (принципалом, комитентом) не требуется (письмо Минфина России от 14.10.2019 N 03-01-15/78699).
Подробнее о применении ККТ агентом и реквизитах кассового чека смотрите, например, в ответе на Вопрос: ООО, применяющее общую систему налогообложения (далее - Принципал), заключило с ООО (УСН, далее - Агент) агентский договор, согласно которому Агент доставляет клиентам товары Принципала и осуществляет прием от клиентов наличных денег с использованием своей контрольно-кассовой техники (ККТ). Полученные наличные денежные средства Агент сдает в банк и перечисляет Принципалу безналичным путем за вычетом своего вознаграждения. Также Агент составляет для Принципала отчеты о выполненной работе. Как должны быть оформлены кассовые чеки для покупателей? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)
*(3) В связи с тем, что Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ внесены изменения в Закон N 54-ФЗ, был разработан новый формат фискального документа версии 1.2 (приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662). Данный формат соответствует нормам законодательства, которые регламентируют передачу данных при расчетах за маркированные товары в информационную систему маркировки через ОФД и обязуют продавцов проверять достоверность кода маркировки с помощью ККТ.
Приказ N ЕД-7-20/662 (который пока находится на регистрации в Минюсте России) отменяет действие приказа ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@. Им, в частности, изменена структура данных реквизита кассового чека "предмет расчета" (тег 1059): вместо тега 1162 "код товара" в него теперь входит совокупность тегов (1300-1309, 1320-1325).