Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Арбитражный суд выдал судебный приказ о взыскании с ИП в пользу ПФР штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года. Организация планирует это дело оспорить. Организация сама за указанный период обнаружила ошибку, представила отменяющую и дополняющую отчетность СЗВМ. ОПФР отмечает, что с 01.10.2018 в п. 39 Инструкции были внесены изменения, поэтому штрафные санкции обязательны к уплате. Существует ли по данному вопросу судебная практика в пользу страховщиков? Каковы особенности заявления на отмену судебного приказа?

Арбитражный суд выдал судебный приказ о взыскании с ИП в пользу ПФР штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года. Организация планирует это дело оспорить. Организация сама за указанный период обнаружила ошибку, представила отменяющую и дополняющую отчетность СЗВМ. ОПФР отмечает, что с 01.10.2018 в п. 39 Инструкции были внесены изменения, поэтому штрафные санкции обязательны к уплате. Существует ли по данному вопросу судебная практика в пользу страховщиков? Каковы особенности заявления на отмену судебного приказа?

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть третья ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ или налоговым органом.
Пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в редакции, действовавшей до 01.10.2018, было предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, если страхователь самостоятельно, до выявления ошибки территориальным органом ПФР представляет уточненные сведения о застрахованном лице, он освобождается от ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений, которая предусмотрена ст. 17 Закона N 27-ФЗ (смотрите в связи с этим письмо Пенсионного фонда России от 28.03.2018 N 19-19/5602).
Вместе с тем ВС РФ исходит из того, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона N 27-ФЗ (смотрите, например, определения ВС РФ от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99).
В п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018, также указано, что Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом и представил в Пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
При этом, как отмечают судьи, ст. 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные) (смотрите, например, постановления Пятнадцатого ААС от 20.05.2019 N 15АП-4880/19, Шестнадцатого ААС от 20.05.2019 N 16АП-1208/19).
С 01.10.2018 приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н в п. 39 Инструкции были внесены изменения. В настоящее время п. 39 Инструкции предусматривает, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда РФ индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Представители Пенсионного фонда РФ полагают, что из изменений п. 39 Инструкции, внесенных приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н, следует, что к страхователю не применяются финансовые санкции в случае, если уточнения были представлены в отношении застрахованных лиц, сведения за которых представлялись в исходной форме, а в случае представления дополняющих форм к страхователю применяются финансовые санкции в соответствии с частью третьей ст. 17 Закона N 27-ФЗ (постановление Девятнадцатого ААС от 11.03.2019 N 19АП-77/19).
Из анализа судебной практики в отношении редакции п. 39 Инструкции, действующей с 01.10.2018, следует, что ссылки на приказ Минтруда России от 14.06.2018 N 385н и доводы о том, что п. 39 Инструкции в редакции от 01.10.2018 не подлежит применению (в дополняющей форме представлены сведения на застрахованных лиц, в отношении которых ранее не были включены сведения в исходную форму СЗВ-М), были признаны несостоятельными ввиду неверного толкования действующего законодательства. Судьи отметили, что Инструкция разработана в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ, который имеет большую юридическую силу относительно приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н. Положения Закона N 27-ФЗ, предоставляющие страхователю право дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах, не изменились и подлежат применению к спорным правоотношениям. Судьи также отметили, что согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ дополнение (то есть внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах являются правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечение к ответственности неприменимо, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей. Иное толкование Инструкции будет прямо противоречить Закону N 27-ФЗ, в соответствии с которым была принята Инструкция и во взаимосвязи с положениями которого она применяется (решения АС Сахалинской области от 08.05.2019 по делу N А59-1124/2019, от 29.04.2019 по делу N А59-1126/2019, от 24.04.2019 по делу N А59-1127/2019).
Исходя из изложенного, полагаем, что ИП не лишен возможности направить возражения относительно исполнения судебного приказа. Однако, окончательное решение о правомерности применения штрафных санкций в рассматриваемой ситуации может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

8 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.